Персидская поэзия не может оставить равнодушным ни одного читателя, как в оригинальном прочтении, так и в переводах на различные языки. Каждый найдет в стихах персидских поэтов описание своих чувств и переживаний, о которых люди сами не задумывались, но ощущали. Творения «столпов» классической персидской поэзии: Рудаки, Хафиза, Саади, Хайяма – стали наследием не только Ирана, но и всего человечества. Однако до 20-го века практически невозможно найти среди представителей персидской поэзии женские имена. Вспомним двух представительниц прекрасной половины человечества в рядах современных иранских поэтов.

Жале Исфахани. Ее имя переводится с фарси как «роса». Поэтесса родилась в 1921 году в Тегеране в знатной семье Солтани. Свое среднее и высшее образование она получила в родном городе. С детства Жале привлекала поэзия. Уже в 23 года она опубликовала свой первый сборник стихов. Работала в национальном банке Ирана. В 1946 году Жале стала единственной женщиной поэтессой на первом съезде Объединения иранских писателей, которой была дана возможность выступить перед 2000 участников.

Жале вышла замуж за офицера шахской армии Шамс эд Дина Бади, которого подвергли гонениям за то, что он выступал против правящего режима династии Пехлеви. Жале с мужем была вынуждена бежать в Советский Союз. Первое время они прожили в Баку. Жале выучила азербайджанский язык и окончила местный педагогический институт. Несколько лет поэтесса прожила в Кисловодске, где написала ряд стихов, посвященных этому кавказскому городку. Посещала Жале и Минеральные воды. Ей очень нравилась местная природа и обстановка. 

Приезжай в Кисловодск, 
Счастлив ты от здоровья и силы
Или вскручен недугом,
Все равно, приезжай.

Позже с мужем Жале переедет в Москву, где поэтесса защищает диссертацию на тему персидской литературы, преподает в московских вузах. Долгие годы Жале работала в Московском международном институте литературы имени Максима Горького.

Мало кто знает, что младшим сыном Жале Исфахани является известный всем под именем Марка Бади певец Мехрдад Бади. Он родился и вырос в Москве. Марк Бади был вокалистом группы «Земное притяжение», а затем группы «Арсенал». Бади стал первым исполнителем арии Иисуса в знаменитой рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда».

В 1981 году Жале, узнав о победе Исламской революции в Иране, возвращается на родину. Однако вскоре она принимает решение с семьей переехать в Лондон, где проведёт оставшуюся часть жизни (Жале не стало в 2007 году). 

За годы проживания в СССР Жале внесла огромный вклад в дело распространения персидской литературы. Она часто бывала в Таджикистане, на территории которого процветала классическая персидская поэзия, а также посещала другие среднеазиатские страны и Афганистан, где участвовала в различных семинарах и конференциях. Жале подготовила к печати около 20 томов книг о персидской поэзии. Ее литературные труды и стихи были переведены на разные языки.

Расцветут вновь яркие тюльпаны,                      
Бутоны в сердце распустятся вновь.                                                             
Не говорю я, что весна вернется, 
И дней прошедших не вернуть,
Ведь есть иные дни и весны.
Счастливым быть - искусство, 
А осчастливливать - великий дар,
Ведь нам самим не нравится бездушно
Над всем смеяться, не поняв причин. 
Беспечным быть – порок, что чужден нам,
Ах, заглянуть бы в зеркало, увидеть себя там!
Все скрытое найдем мы в зеркалах,
Познаем силу чистоты, 
Что учит жить и оставаться вечным.
Быть вестником победы и надежды,
Счастливым быть – великое искусство,
Коль радость в твоем сердце 
Приносит счастье всем.
Жизнь – сцена, мы на ней артисты,
Исполнит каждых свою песню и уйдет.
Жизнь просто сцена, ну а песня
Забудется потом. 

 

Более известно имя поэтессы и кинорежиссера Форуг Фаррохзад. Как многие гении, она прожила короткую, но достойную внимания жизнь. 

Форуг Фаррохзад родилась в 1935 году в Тегеране в семье полковника шахской армии Мохаммада Багера Фаррохзада. Старшие классы Форуг проучилась в Тегеранской художественной школе. В 17 лет вышла замуж за известного в Иране сатирика Парвиза Шахпура и переехала жить в Ахваз, где родился ее сын Камьяр. Однако через два года после рождения сына Форуг развелась с мужем и вернулась в Тегеран, где вышел в свет ее первый сборник стихов. Общество неоднозначно восприняло ее творчество. Тот факт, что она разведена и выступала с призывом расширить права женщин, вызывал недовольство в обществе.

В 1958 году Фаррохзад отправилась в Европу, где познакомилась с кинопродюсером Ибрагимом Голестаном. Киноиндустрия увлекла ее не меньше поэзии, и в 1962 году с помощью Голестана она сняла документальный фильм «Дом черный» (خانه سیاه است), в котором описывается жизнь в лепрозории Тебриза. Фильм имеет глубокий философский и политический смысл. Он показывает уродство окружающего общества на фоне обезображенных больных. Вместе с оператором Солейманом Минасяном она провела в лепрозории некоторое время, где они снимали все моменты жизни больных – от принятия пищи и кормления детей, до совершения намаза.

Фаррохзад погибла в автокатастрофе в возрасте 31 года в Тегеране. Из ее известных стихотворений следует упомянуть такие, как «Пленник», «Непокорность», «Стена», «Другое рождения» и многие другие. 

Девчонка, весело смеясь, спросила: «В чем секрет кольца?
Золотого, что так плотно овивает 
Безымянный палец мой.
Открой секрет кольца, что на лице так светится, сияет».
Он пораженный ей сказал:
«Кольцо – и счастье, и спасенье,
Все будут раздавать нам поздравленья».
Она сказала: «Сожалею, но кольцо
Вызывает лишь одни сомненья».

Прошли годы и однажды ночью, 
Она взглянула на кольцо,
Увидев в нем былые дни надежды 
На верность, преданность его,
Что пролетели все впустую.
Женщина.
Она вскочила, закричала: «Боже,
Кольцо, что снова освещает лик,
Кольцо лишь рабства и неволи!».