Зороастризм — первая из крупных мировых религий — являлся важной частью духовной жизни иранцев еще во II тысячелетии до н.э. Поэтому строго говоря, зороастризму предшествовали только разрозненные представления о внешнем мире и складывающиеся элементы культа протоиндоиранцев. Их общество делилось на две главные группы: жрецов-священнослужителей и пастухов-воинов (последние также могли быть и охотниками). Условия степной жизни мало способствовали развитию и изменениям жизненного уклада. В течение столетий подобного образа жизни, начиная, видимо, с IV–III тысячелетия до н.э., протоиндоиранцы сформировали такую стойкую религиозную традицию, что её элементы сохранились до наших дней у их потомков — брахманов Индии и зороастрийцев Ирана.

Культ, как правило, более стоек, чем религиозные представления. В этом отношении современные зороастрийцы мало чем отличаются от пастухов каменного века — основными объектами их культа были вода и огонь. Наличие источников воды было необходимо для жизни в степи (считается, что до V тысячелетия до н.э. из-за недостатка дождей степи, в которых позже кочевали протоиндоиранцы, были бесплодной пустыней). Протоиндоиранцы обожествляли воды рек и водоемов, молились и совершали им возлияния. Подобные возлияния (по-авестийски — заотра) позднее стали важнейшей частью зороастрийского ритуала. У зороастрийцев возлияния воде состоят в основном из трех элементов: молока, а также листьев двух растений. Число «три» было священным для протоиндоиранцев. Оно и сейчас является организующим началом во многих обрядах зороастризма и брахманизма.

Неугасимый огонь в зороастрийском храме в Йезде / wikipedia.org

Огонь — еще один элемент зороастрийского культа — тоже был существенным для жителей степей. Он являлся единственным источником тепла, на нем готовили мясо диких или домашних животных — основную часть рациона кочевников. Разжигание и поддержание огня и сейчас остается довольно сложной задачей, а в древности люди старались хранить огонь в очаге всегда горящим (а при переселении горящие угли переносили в горшке). Культ вечного огня, видимо, был распространен среди индоевропейцев, которые видели нечто божественное в горящем пламени. Брахманы знали его под именем Агни (это слово родственно латинскому игнис и русскому огонь), однако зороастрийцы называли огонь Атар. Приношения огню также состояли из 3 элементов: сухих чистых дров, благовоний (сухих листьев или трав) и небольшого количества животного жира. Таким образом, огонь, так же как и вода, набирался сил с помощью двух приношений от растительного царства и одного от царства животных. 

Древние люди были склонны к обожествлению объектов и явлений внешнего мира, и протоиндоиранцы в данном случае не были исключением. Важнейшими для них считались божества неба и земли, которых иранцы называли, соответственно, Асман и Зам, боги солнца и луны — Хвар и Мах и два божества ветра — Вата и Вайу. Вата был богом дующего ветра и почитался как божество, приносящее дождевые тучи. Вайу — более чудесное существо, называемое в Ригведе, священной древнеиндийской книге, «душой богов». По иранским представлениям, он есть дыхание жизни: милосердное, пока ее поддерживает, и грозное, когда ее отнимает. 

Все эти элементы мировоззрения и культа протоиндоиранцев позднее инкорпорировались в зороастризм и, более того, заняли важное место в зарождавшейся среди кочевников-скотоводов религиозной системе.

 

Читайте также:

Кто такие арийцы, и как они связаны с Ираном?

Кем был и что проповедовал пророк Заратуштра