Согласно географическим данным книг мусульманских историков, Тураном называли горную местность в восточном Белуджистане, к северу от Мекрана. Однако свою известность слово «Туран» приобрело в качестве наименования территории, лежащей северо-восточнее от Хорасана и реки Амударьи и населяемой тюркскими и другими неиранскими народами.

Впервые термин «тур» (Tūrya) зафиксирован в Авесте — священной книге зороастрийцев — среди других иранских племен, проживающих по соседству. Там же говорится, что многие из обитателей этого племени способствовали распространению «веры Заратуштры». Уже в послеавестийской традиции туранцы ассоциировались с постоянными военными столкновениями с иранцами, и описывались как люди, гордящиеся своей землей и готовые пролить за нее кровь.

Река Амударья / wikipedia.org

Противостояние Ирана и Турана является главной темой центральной части великого персидского эпоса «Шахнаме». Иранский царь Фаридун поделил мир между тремя своими сыновьями. Старшему Салму достался запад населяемого иранцами мира, младшему Ираджу — Иран, а Туру, среднему сыну царя — северные земли, которые и стали именоваться Тураном. Тур вместе с Салмом предательски убили Ираджа, заманив его в Туран. Фаридун, узнав о гибели любимого сына, не простил Тура и повелел вырыть огромный ров на границе между Ираном и Тураном, который превратился в реку Амударью.

Беременная наложница Ираджа родила Манучехра, основателя легендарной династии Кейянидов, с которыми связаны основные моменты борьбы с заклятыми врагами, Тураном. Героями многочисленных сражений становятся два достойных противника: иранский богатырь Рустам и туранский правитель Афрасиаб. В ходе постоянных войн происходит множество интригующих событий — от любовных историй а-ля «Ромео и Джульетта» между Бижаном и Маниже до предательского убийства Сиявуша, сына иранского царя Кей-Кавуса, туранцами. В итоге борьба завершается победой Ирана.

Сюжет из эпоса Шахнаме. Персидская армия под руководством Хосрова идёт в бой против туранской армии. Средневековая миниатюра  / wikipedia.org

Около VII в. возникает новое прочтение названия «Туран». Из-за постоянных нашествий тюркских племен на границы Сасанидской империи это наименование начинает ассоциироваться с конгломератом тюркоязычных народов, кочевавших к северо-востоку от земель Сасанидов. Уже через несколько веков, когда эти народы завоевали территории Аббасидского халифата и образовали независимые династии, иранский национализм и неприятие к захватчикам усилили ассоциации мифических туранцев с вполне реальными племенами, заселившими земли иранцев. Интересно, что представления о Туране и его царе Афрасиабе повлияли и на самих тюрков — представители династии Сельджуков, завоевавших в XI–XII вв. огромную территорию и довольно быстро впитавших в себя персидскую культуру, возводили свою родословную именно к этому легендарному правителю.