Иранцы верили, что существуют незыблемые природные законы, согласно которым солнце или луна движутся равномерно, сменяются времена года — именно таким образом обеспечивается идеальный порядок всего сущего. Индоиранцы называли этот закон рта (в авестийском языке это слово зафиксировано как аша). Творя молитвы и совершая жертвоприношения, люди испытывали некоторую принадлежность к миропорядку и верили в то, что сами способствуют поддержанию аша, усиливая действия богов и укрепляя мир, населенный людьми.

Понятие аша имеет также этическую сторону. Считалось, что аша определяет поведение человека. Справедливость, доброту, смелость и приверженность истине иранцы называли качествами, присущими человеку. Добродетель, по их мнению, есть естественный порядок вещей, а злостью и пороком этот миропорядок нарушается. Поэтому слово аша довольно трудно перевести, так как в разных контекстах ему соответствуют различные понятия: «порядок» — в том случае, где речь идет о мире вещей; или же «истина», «справедливость», «праведность» — когда говорится о нравственности.

Ложь и искажение правды, противопоставлявшиеся аша, назывались по-авестийски друг (сравните современное персидское دروغ [dorug], «ложь»). Согласно нравственным представлениям зороастрийцев, все люди делились на ашаван — «праведников», «приверженцев добра», которые придерживаются аша, и другвант — «приверженцев лжи», «проповедующих друг». Согласно представлениям древних иранцев, только от человека зависит судьба миропорядка: будет ли он поддерживать аша и способствовать упрочению истины, или он станет на путь лжи.

Изображение пророка Заратуштры в зороастрийском храме в Иране / flickr.com, автор фото: swiss.frog

Пророк Заратуштра поклонялся Ахура-Мазде (в переводе с авестийского «Господин мудрости») как владыке аша. Сутью его пророческой миссии было придание Ахура-Мазде статуса главного божества зороастризма. Поклонение Мазде соответствовало традиции — он с древности почитался как величайший из трех ахур, хранителей аша. Однако Заратуштра в ходе своей деятельности ушел далеко вперед и резко порвал с общепринятыми верованиями, распространявшимися жрецами, провозгласив Ахура-Мазду единственным несотворенным богом, существующим вечно, подателем всей милости, создателем всех благих существ, включая и остальных добрых божеств.

По всей видимости, действительность убедила Заратуштру в том, что истина, мудрость, праведность и доброта по своей природе отличны от лжи, порочности, злобы и жестокости. В одном из многочисленных видений ему предстал сосуществующий с Ахура-Маздой его противник — Ангра-Майнью (авестийское «Злой Дух»), который также извечен, но при этом абсолютно лжив, несведущ и зловреден. В «Ясне», одной из книг Авесты, священного писания зороастризма, говорится: «Воистину есть два первичных духа, близнецы, известные своей противоположностью. В мысли, в слове и в действии — они оба, добрый и злой... Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие, и то, что ждет в конце концов тех, кто следует пути лжи (друг) — это самое худшее, а тех, кто следует пути добра (аша), ждет самое лучшее». Стоит отметить, что современные персидские слова, обозначающие Ад и Рай, восходят к авестийским «самое худшее» и «самое лучшее».

Важнейшей частью этого откровения является тот факт, что две первичные сущности, Ахура-Мазда и Ангра-Майнью, добровольно в соответствии с собственной природой, выбрали свой путь: одна — добро, а другая — зло. Этот религиозный сюжет служит прообразом аналогичного выбора, предстоящего человеку. Именно этот выбор и дал начало противоборству, выразившемуся, как говорил Заратуштра, в борьбе «бытия» и «небытия», и должен в конечном итоге решить судьбы мира. Ахура-Мазда в своем всеведении и мудрости уже знал, что раз он стал творцом и создал мир, то Ангра-Майнью в своей злобе и лживости должен напасть на него, ведь мир этот создан благим, и поэтому станет ареной битвы двух сил. В конце концов, Ахура-Мазда должен победить, уничтожить зло и установить миропорядок в соответствии с аша.

Зороастрийская триада: благая мысль, благое слово, благое дело / radioshemroon.net

Что же зороастрийская мораль велит совершать человеку? Он должен оберегать творения Ахура-Мазды, следить за собственным физическим и моральным здоровьем, а также заботиться о других людях, потому что каждый из них был создан верховным божеством. Заратуштра оставил для своих последователей закон, позже названный «зороастрийской триадой» — чтобы усиливать положение аша в мире, человек должен жить в соответствии с благой мыслью, благим словом и благим делом. Согласно постулатам зороастризма, выполняя эти несложные на первый взгляд требования, простой верующий вносит свою лепту в извечную борьбу добра и зла.

 

Материалы по теме:

Какая религия у иранцев предшествовала зороастризму?

Кем был и что проповедовал пророк Заратуштра