Идея о семи благих божествах стала одной из центральных тем проповедей Заратуштры, хотя ее основой были старые представления о происхождении мира. Эти божества почитались иранцами еще до появления пророка и считались покровителями стихий, животных и растений. Заратуштра считал, что сначала Ахура-Мазда при помощи Святого Духа (Спента-Маинйу) создал шесть «излучающих свет существ», которых пророк увидел в своем первом видении.

Согласно зороастрийскому преданию, достигнув возраста 30 лет, Заратуштра получил первое откровение. Это событие упоминается в одной из Гат — гимнов, входящих в книгу «Ясна», авторство которых приписываются самому пророку зороастризма. Более распространенная версия этого предания приводится в среднеперсидском тексте «Задспрам». Там говорится, что однажды во время весеннего праздника Заратуштра отправился на рассвете к реке за водой для приготовления хаомы — напитка, использовавшегося во время ритуалов. Выйдя из воды на берег, он увидел сияющее существо, которое назвало себя Воху-Мана (авест. «Благой помысел»). Оно привело Заратуштру к Ахура-Мазде и пяти излучающим свет сущностям. Далее в тексте отмечается, что в их присутствии пророк «не увидел собственной тени на земле из-за их яркого свечения».

Зороастрийских храм в Иране / isna.ir

Эти шесть божеств, называющиеся Язата (авест. «достойный поклонения») или Амеша-Спента (авест. «Бессмертный Святой»), в соответствии со своим назначением способствуют сохранению и преумножению добра в мире и искоренению зла. Согласно словам Заратуштры, Амеша-Спента вызвали к жизни другие благие божества, существовавшие еще в древнеиранском пантеоне. Они часто упоминаются в Авесте — сам Заратуштра в своих гимнах взывает к некоторым из них, в частности к «иным ахурам»: Митре, Апам-Напату, Сраоше, Аши и Гэуш-Урвану.

Понятие о семи «Бессмертных Святых» (Ахура-Мазда входит в их число, возглавляя пантеон) очень важно для учения Заратуштры, так как они воплощают важные для зороастрийской религии моральные и этические установки. Сами эти создания представляют собой качества или атрибуты самого Ахура-Мазды и при правильном и должном почитании со стороны верующих могут наделить этими качествами людей. Напомним, что на других благих божеств Заратуштре указал Воху-Мана («Благой помысел»); точно так же этот «Бессмертный Святой» ведет по правильному пути простых людей. Ближайший его союзник — Аша-Вахишта (авест. «Лучшая праведность»), божество, олицетворяющее закон аша (истины). О важности этого Амеша-Спента свидетельствует тот факт, что он наиболее часто упоминается в Авесте. После идут Спэнта-Армаити («Святое благочестие»), воплощающее посвящение жизни тому, что хорошо и праведно, и Хшатра-Ваирйа («Желанная власть»), являющий силу, которую каждый человек должен проявлять в своем стремлении к жизни праведной, а также божественную власть и благодетельное царствование. Два последних божества — Хаурватат («Целостность») и Амэрэтат («Бессмертие») — также представляют собой пару. Интересно, что имена божеств нашли отражение в названиях современных иранских месяцев (Воху-Мана — бахман, Аша-Вахишта — ордибехешт, Спэнта-Армаити — эсфанд, Хшатра-Ваирйа — шахривар, Хаурватат — хордад и Амэрэтат — мордад).

Каждое из этих божеств напрямую связано с одним из благих творений в мире. Так, Хшатра-Ваирйа является повелителем небес, которые, согласно зороастрийским представлениям, сотворены из камня и своим сводом защищают землю. Земля, расположенная внизу, земля принадлежит Спэнта-Армаити. Вода — это творение, ответственность за которое несет Хаурватат, а растения находятся под патронажем Амэрэтат. Воху-Мана является покровителем коровы, которая для иранцев-кочевников играла очень важную роль и мыслилась как благое создание. Огонь, пронизывающий, по мнению зороастрийцев, все живое, а также при помощи солнца управляющий процессом смены дня и ночи и времен года, находится под покровительством Аша-Вахишта. Человек как главное творение в мире является подопечным Ахура-Мазды.

Учение о семи Амеша-Спэнта и семи творениях обязывало, таким образом, соблюдению правильного миропорядка (аша) и внушало верующему глубокое чувство ответственности за окружающий мир. Человек должен оберегать другие творения и следить за своим здоровьем, а также мыслями, словами и делами. Хоть он и является главным из творений, с остальными шестью его объединяет общее назначение — все благие творения (человек — по своему разумению, а остальные — согласно собственному предназначению) должны стремиться к установлению благого миропорядка и окончательной победе над силами зла.

 

Материалы по теме:

Путеводитель по зороастризму: понятия правды и лжи

Какая религия у иранцев предшествовала зороастризму?