После Исламской революции 1979 года в Иране оказались под запретом многие виды т.н. «западного» искусства: опера, балет, симфоническая и популярная музыка. Работа открытого в 1967 году Оперного театра Рудаки (تالار رودکی‎‎, Tālār-e Rudaki), была приостановлена, артисты распущены, а декорации, костюмы, фотографии, аудио- и видеоматериалы, названные нарушающими нормы мусульманской этики, уничтожены.

К моменту открытия Оперный театр Рудаки не уступал по интерьеру и техническому оснащению лучшим оперным домам мира. До революции в нем выступали тегеранский симфонический и оперный оркестры, а также национальная иранская балетная труппа. Репертуар балетных постановок включал не только западные образцы («Турандот», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и др.), но и произведения на иранские сюжеты. К последним можно отнести балет «Бижан и Маниже», основанной на романтической истории из иранского эпоса «Шах-наме». С гастролями в Иран приезжали знаменитые труппы того времени — на сцене Оперного театра Рудаки выступали Рудольф Нуреев, Марго Фонтейн и Марсия Хайде.

Театр "Вахдат" в наше вермя / kbnnews.ir

Оперный театр был открыт после революции под новым названием «Вахдат» (перс. «единство»). Там проходили нерегулярные выступления тегеранского симфонического оркестра. Исламские нормы оказали влияние и на их репертуар. В данном случае камнем преткновения стала девятая симфония Людвига ван Бетховена. Дело в том, что в финале симфонии участвует смешанный хор, а согласно мусульманским представлениям, женщинам запрещено петь публично (во всяком случае, в присутствии мужчин). В результате знаменитое произведение великого композитора было исключено из программы симфонического оркестра.

Фестиваль кукол в Тегеране / mehrnews.com

Любопытно, что официальный запрет на постановку привычных нам опер привел к развитию такого необычного жанра как кукольная опера. В бывших мастерских Оперного театра «Вахдат» был открыт специальный зал для кукольных постановок, названный в честь Фирдоуси. Первой кукольной оперой, показанной на этой сцене было произведение «Рустам и Сухраб», основанное на сюжете из персидского национального эпоса. Создание этой оперы растянулось на десятилетия: в 1963 году Лорис Чекнаворян получил стипендию, благодаря которой начал работать над «Рустамом и Сухрабом» в Вене, однако закончить ее удалось лишь через 25 лет. Только в 2005 году в зале Фирдоуси состоялась премьера кукольного спектакля, в основу которого легло произведение Чекнаворяна. Постановка поражает своими масштабами: в ней участвуют 15 кукольников, управляющих более чем сотней марионеток.