Христиане живут на территории Ирана столетиями, и считается, что первые последователи этой религии ступили на землю Персии не позднее II века. За все это долгое время в Иране соорудили немало величественных христианских храмов, которые к тому же обладают любопытной историей.

 

Монастырь святого Степаноса

В живописном горном районе провинции Восточный Азербайджан расположился монастырь святого Степаноса, который считается настоящим архитектурным шедевром северо-западного Ирана и принадлежит армянской церкви. Сооружение находится в 15 км от города Джульфа, в глубоком каньоне, тянущемся вдоль реки Аракс. Еще в 70-х гг. прошлого века к храму вела лишь узкая неприметная тропинка, однако со временем здесь появилась проезжая дорога, и до монастыря уже легко можно было доехать на автомобиле.

Строительство храма завершилось в IX веке, однако существует мнение, что здание было построено еще в 62 году Святым Варфоломеем. Сооружение значительно пострадало во время монгольского нашествия, но в 1330 году было полностью восстановлено. Уже в XIV веке Монастырь святого Степаноса имел огромное культурное значение, так как там хранились многочисленные ценные картины, а также философские, религиозные и исторические манускрипты. В начале XV века началась оживленная борьба между иранской династией Сефевидов и турками, которые оккупировали западную Армению в 1513 году. По этой причине в 1604 году Шах Аббас I переселил всех местных жителей в центральную часть страны, и монастырь оказался в запустении. Однако в середине XVII века Сефевиды снова вернулись, и сооружение было восстановлено.

Храм украшен уникальными фресками и скульптурами, которые считаются шедеврами армянской архитектуры. С восточной стороны монастыря находится укрепление, состоящее из крепостного вала и семи наблюдательных башен. Одна из них разрушена, но остальные сохранились сравнительно неплохо. На сегодняшний день монастырь постоянно не действует, но раз в год в назначенный день сюда съезжаются армяне для проведения мессы.

 

Собор Ванк

Собор Ванк является самым крупным христианским храмом в Иране. Совсем непримечательный снаружи, но роскошный внутри, каждый день он притягивает сотни туристов. Ванк построили в 1664 году. Стиль и убранство этого сооружения впоследствии оказали значительное влияние на многие церкви Ирана. Зал богато украшен позолоченной резьбой, броскими изразцами и различными фресками с эпизодами из жизни Иисуса Христа. Собор венчает купол, под которым в рисунках рассказаны некоторые сюжеты из Библии, включая историю сотворения мира, создание Адама и Евы, вкушение запретного плода и изгнание человека из Эдема. На нижней части стен изображены пытки армян во время геноцида в Турции в начале XX века.

В Ванке имеется несколько гробниц, где похоронены известные армяне, жившие в Исфахане. Во дворе собора также расположен мемориал, посвященный жертвам геноцида. Каждый год 23 апреля, собравшись вокруг памятника, здесь зажигают свечи, чтобы почтить память мучеников. 

На площади собора также находится музей Ванк, чайхана и библиотека, где хранится более 700 редких рукописей на армянском и средневековых европейских языках.

В музее, построенном в 1871 году, содержатся многочисленные экспонаты, связанные с историей собора и армянского сообщества в Иране, а также указ шаха Аббаса I о постройке района Новая Джульфа и запрете преследования армян на их территории. Кроме того, здесь можно посмотреть на национальную одежду жителей эпохи Сефевидов, старые карты, фотографии и ценные предметы искусства, которые армяне приобрели у различных европейских стран. В музее также экспонируются необычные образцы Библии, среди которых есть один примечательный экспонат – крохотная Библия, которая весит всего 7 грамм и считается одной из самых маленьких в мире.   

 

Церковь святого Саркиса

Церковь святого Саркиса – главный храм Армянской апостольской церкви в Иране, расположенный в Тегеране. Его строительство началось в 1964 году и завершилось в 1970 году. Церковь построили братья Саркисян в память о своих родителях полностью на личные средства.

Изначально епископальное управление армянской церкви находилось на территории храма святой Богородицы, расположенной в центре столицы, однако в 60-х гг. прошлого века было принято решение перенести его в Церковь святого Саркиса. Снаружи церковь выполнена из белого мрамора, сверху расположены две колокольни, и венчает здание пирамидальный купол.

Церковь назвали в честь святого Саркиса, одного из самых почитаемых святых у армянского народа. В начале IV века он жил в Риме и, будучи христианином, подвергался постоянным гонениям, так как в то время у последователей этой новой религии отбирали имущество, а церкви предавали огню. Саркис вместе со своим сыном направился в Армению, но царь Тиран под давлением римского императора вынужден был изгнать Саркиса и его сына из страны. Тогда они приехали в Персию, чтобы служить в армии Шапура II, шаха из династии Сасанидов. Однако когда Саркис начал проповедовать христианство среди персидских воинов, Шапур II приказал убить Саркиса и его сына.

Сперва купол церкви соорудили без какой-либо опоры, вследствие чего он начал давить на потолок, и возникла угроза того, что он раскрошится. Поэтому построили 4 колонны для того, чтобы те сдерживали вес. 

 

Свято-Николаевская церковь

В 1905 году проходило строительство первой в Иране шоссейной дороги Энзели-Тегеран, и занимались этим по большей части русские специалисты. В духовном плане они постоянно сталкивались с трудностями: дети были некрещеными, браки заключались без освещения церковью, и работники были вынуждены ходить в армянскую церковь и вносить туда пожертвования. Тогда поступило предложение о возведении православного храма, и вскоре в Казвине появилась Свято-Николаевская церковь. Кроме того, начальник дороги инженер Николай Владимирович Полторанов построил здесь русскую школу.

Архитектура церкви значительно выделяется среди остальных построек Казвина. Сооружение построено в форме креста, с полукруглым алтарем и куполом голубого цвета. В церковь ведет массивная деревянная дверь, над которой построена небольшая крыша, стоящая на колоннах.

Во дворе церкви находится несколько могил русских деятелей. В одной из них похоронен пилот, чей самолет был сбит во время второй мировой войны. Перед церковью также находится памятник, посвященный инженеру дороги Энзели-Тегеран. Сегодня церковь уже не работает и действует только как музей, однако, он обычно закрыт, и, чтобы туда попасть, нужно заранее договориться с тем, кто отвечает за посещения Свято-Николаевской церкви.

 

Монастырь святого Фаддея

Монастырь святого Фаддея считается одним из первых христианских сооружений в Иране. Находится он в гористой местности провинции Западный Азербайджан в 20 км от города Маку. Монастырь также называют «Черная церковь», так как некоторые его части построены из черного камня.

Согласно легенде, один из 12 апостолов Христа – Фаддей погиб от рук язычников, проповедуя Святое Писание. И примерно в 68 году н.э. вокруг его могилы появился храм. В XIV веке здание сильно пострадало из-за землетрясения, и большую часть сегодняшней постройки датируют уже XIX веком.

В наши дни служба здесь проходит всего раз в год (в июле в день святого Фаддея), и это место является одним из главных мест паломничества армян.

 

Церковь Дзордзор

Среди гор провинции Западный Азербайджан виднеется еще одна старинная достопримечательность – церковь Дзордзор. Сегодня это единственная часть, оставшаяся от церкви святой Богородицы.

Построенная в VII веке, она часто страдала от землетрясений, вследствие чего многократно реконструировалось. Как и церковь святого Степаноса, Дзордзор была покинута в начале XVII века. В 1988 году церковь восстановили, однако ее решили переместить на холм, который находился на 600 метров выше. Здание перенесли в целях безопасности, так как на старом месте было решено возвести плотину, и сооружение могло оказаться под водой.