Мы с древних времен создавали не только машины, облегчающие нашу жизнь, но и игры, развлекающие нас в свободное от работы время. Совершенствуя их с каждым веком, мы тренировались, состязались с другими игроками и превращали игру в искусство. Точно также и шахматы, один из самых интеллектуальных видов спорта, из пары камней и круглой каменной доски превратились в сложнейшую, но изысканную игру для избранных. Некоторые страны отказываются от шахмат и переходят к новым, современным играм, другие же век за веком воспитывают талантливейшие поколения шахматистов. К счастью, Иран отличается многовековой традицией игры в шахматы и не собирается от нее отказываться.

 

Первые письменные упоминания

Первое письменное упоминание о шахматах встречается в индийских источниках под названием аштапада (aṣṭāpada). Примерно в это же время в Иране упоминается и игра хаштпай (haštpāy). Оба слово имеют равнозначную этимологию. Это квадратная доска 8 на 8, с чем и связано присутствие hašt и aṣṭ в названии, ведь оба корня обозначают цифру 8. 

Такую же связь можно увидеть и между индийской чатурангой и персидской игрой чатранг. Последняя упоминается в трех источниках на среднеперсидском: «Хосров и паж», в сочинении «Объяснение шахмат и изобретение нард», а также в «Книге деяний Ардашира, сына Папака». 

Монета с изображением шаха Ардашира Папакана / источник фото: wikipedia.org

В «Книге деяний» описывается мастерство Ардашира Папакана (III век н.э.), повелевавшего доской как войсками. В небольшом рассказе «Хосров и паж», шахиншах из династии Сасанидов Хосров Ануширван (VI век н.э.) проверяет знания некоего юноши, готовящегося стать пажом. Юноша в изысканных формулировках отвечает царю, что он гурман, знаток музыки и поэзии, духов и цветов, любитель женщин и ценитель лошадей, изучал религию и знает правила игры в чатранг. Короткое сочинение «Объяснение шахмат и изобретение нард», сюжет которого через несколько веков позаимствует поэт Фирдоуси, опять же рассказывает о Хосрове и его мудром визире Бозоргмехре, создавшем нарды. 

 

Шахматы в литературе

Национальный иранский эпос «Шахнаме» описывает беседы шахиншаха Хосрова Ануширвана со своим советником Бозоргмехром. В этой литературной обработке пехлевийского текста «Объяснение шахмат и изобретение нард», Фирдоуси дает несколько версий возникновения игры. Согласно одной из них, пехлевийской, Хосров получил в подарок от индийского раджи неизвестную иранцам игру с просьбой отгадать ее правила, ведь шахиншах, по мнению индийца, должен быть умнее и мудрее всех на свете. Хосрову дали четыре дня на разгадку, но уже на третий день его визирь Бозоргмехр справился с этой задачей. Чтобы уязвить индийского раджу, он придумал свою игру, nēvardašēr, ставшую предшественницей нардов. Ни один из мудрецов Индии не смог понять ее правила, и раджа был вынужден заплатить огромную дань Ирану.

Визирь Бозоргмехр пытается понять правила игры в шахматы / источник фото: wikipedia.org

Фирдоуси вдобавок дает еще одну версию, заимствованную из индийских рукописей и повествующую о борьбе за трон Индии между двумя братьями Гава и Талханда. Неожиданная смерть Талханда, попавшего в окружение и погибшего без единой раны, опечалила их мать. И чтобы оправдаться перед ней, Гав велел придумать игру, чтобы доказать матери непричастность к его смерти. Так и были созданы шахматы, в которых король, оставшись без всех своих поданных, рано или поздно погибает. 

Легенды о появлении шахмат также встречаются в ранних арабских источниках. Арабский историк-путешественник Аль-Масуди, например, дает в первой части своего произведения «Золотые копи и россыпи самоцветов» краткую историю древней Индии. Он рассказывает, как во время правления Бахбуда, одного из многочисленных царей индийского полуострова, были созданы нарды, а через несколько поколений и шахматы. Аль-Бируни, средневековый персидский ученый-энциклопедист, в своей «Книге, содержащей разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» рассказывает древнюю легенду, которая приписывает создание шахмат некоему брахману. Вместе с небольшими отличиями, например, в числе игроков, порядке ходов и составе фигур, Аль-Бируни впервые дает информацию о математике в шахматах. Так, например, по сюжету легенды брахман попросил у раджи столько пшеничных зерен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую два зерна, на третью четыре зерна, на пятую восемь, то есть в каждой следующей клетке будет квадрат предыдущего числа. Количество зерен было равно 264 − 1 ≈1,845×1019, что приблизительно составляет восемнадцать с половиной квинтиллионов зерен. Раджа конечно же не смог найти столько пшеницы, и мудрый брахман вскоре занял его место.

Шахматы XII века, найденные в Нишапуре / источник фото: wikipedia.org

 

Фигуры в шахматах и этимология названия игры

Начиная с VI века н.э. для шахмат требовалась доска 8 на 8, а фигуры делились на категории в соответствии со строением индийской армии, указанном в Амара-коше, первом санскритском тезаурусе. Они назывались hasty-aśva-ratha padāta, что дословно переводится как «слоны, лошади, колесница и пехота», которых ведут за собой король и его советник. Текст рукописи «Объяснение шахмат и изобретение нардов» повествует, что король (šāh) стоит в центре, две ладьи (raxu) по левому и правому боку, советник (fračīn) рядом с королем, слоны (pīl) и лошади (asp) на своем привычном месте, а пехота (padātak) — на передней линии. Фирдоуси также следует этому описанию, правда, давая фигурам персидские имена: šāh, roḵ, farzāna, dastūr, pīl, asb и pīāda, однако вдобавок к этому он рассказывает о доске на десять клеток с одной дополнительной фигурой верблюда (oštor) между слоном и лошадью. Советник, нам больше известный как королева или ферзь (от персидского farzāna или «мудрый»), изначально не ассоциировался с женщиной. Образ женщины как советника короля появился только в Европе.

Шахматные фигуры короля и королевы XII века, найденные на территории Британских островов / источник фото: wikipedia.org

История названия шахмат также связана с персидским языком. Традиционно считается, что māt — это перфект арабского глагола «умереть», но Фирдоуси сообщает, что короля не убивают, а словно парализуют, обессиливая его. Остальные фигуры погибают, но король (по-персидски šāh) становится māt, что в нескольких иранских языках обозначает состояние паралича, сломленности, и именно комбинация этих слов, произносимая в конце игры, дала название шахматам. 

 

Традиции игры

Игра в шахматы — это неотделимая часть персидской культуры. Ее часто упоминают в литературе, и многие поэты использовали их как метафору человеческого противостояния и ударов судьбы. В то же время, поэт Кей-Кавус, автор «Кабус-наме», предостерегает читателей от злоупотребления шахматами и нардами, объясняя это канонами ислама. Многие исламские богословы, действительно, считают их азартной игрой, с чем и связан запрет на шахматы в первые десять лет после Исламской Революции. Позднее, однако, запрет был снят с оговорками, что в игре не будет денежных ставок.

Маленький иранский шахматист / источник фото: mehrnews.com

В современном Иране шахматы — это не только игра стареющих мужчин, сидящих в кофейнях, но и набирающее движение среди современной молодежи. Шахматные школы и клубы при университетах предлагают школьникам и студентам практиковаться, участвовать в соревнованиях и зарабатывать международные рейтинги. Среди иранских шахматистов можно упомянуть следующие имена: Хомайон Туфиги, Амирреза Пуррамезанали, Эльшан Морадиабади, а также Эхсам Гаем Магади. Не стоит забывать и об иранских шахматистках, все чаще побеждающих на международных соревнованиях. Митра Хеджазипур, Атуса Пуркашян и Сарасадат Хадемальшарьех, как и большинство именитых игроков, заинтересовались этим интеллектуальным спортом в детстве. Заработав необходимый рейтинг в результате многолетних занятий, они решили защищать честь страны на турнирах по всему миру. Можно предположить, что иранки не останутся без наград во время Всемирного Чемпионата по шахматам среди женщин в Тегеране, начало которого назначено на 10 февраля 2017 года.