«Знай, о сын, что, когда идешь в баню, не ходи на сытый желудок, это вредно. И каждый день [ходить] не полезно, и даже вредно, ибо нервы и сочленения размягчаются и крепость их пропадает и природа привыкает ходить в баню каждый день, если только один день не получит, будет чувствовать себя в тот день как бы больной и все члены тела загрубеют. Потому нужно ходить один раз каждые два дня» — такие рекомендации дает своему сыну Кей-Кавус, автор знаменитого зерцала для принцев «Кабус-наме».

 

Начало банной истории

На территории иранского культурного ареала бани существовали еще в доисламский период. Однако, судя по всему, их количество было весьма ограничено — причиной тому является почитание воды как священного элемента в зороастризме. Арабский историк Йакут пишет, ссылаясь на мнение врача-современника, что Сасаниды не пользовались банями. Археологические находки указывают на то, что данные Йакута неточны: в Хорезме, например, были найдены специальные подвальные комнаты с резервуарами для воды, в которых могли мыться жители (по другой версии это были сардабы — специальные помещения для хранения воды).

Крыша бани в Кашане / источник фото: flickr.com, автор фото: M R

Другие источники подтверждают наличие бань в доисламском Иране. Так, например, парфянский царь Вологез вызвал гнев зороастрийских жрецов постройкой общественных бань, так как люди, используя их, загрязняют воду. Сасанидский правитель Кавад после взятия Амиды воспользовался местной баней и приказал построить такие по всей стране. Наконец, Фирдоуси сообщает, что Хосров II Парвиз мылся в бане незадолго до его убийства.

 

Ради ритуальной чистоты

С приходом ислама на территорию Ирана и постепенным принятием его населением роль бань возросла, так как одним из требований новой религии было сохранение верующими ритуальной чистоты, например, во время молитвы. Достичь этого состояния можно было при помощи совершения омовения: «малого» (wożūʾ) или «полного» (ḡosl). В связи с этим банные процедуры стали неотъемлемой частью жизни людей. Кроме религиозной и гигиенической целей, баню часто посещали и по медицинским показаниям — врачи часто назначали водные процедуры в качестве лечения различных заболеваний.

Гравюра XIX века, изображающая баню в Кашане / источник фото: wikipedia.org

В исторических сочинениях приводятся данные о количестве бань в крупных городах региона, однако к этим цифрам нужно отнестись с долей скептицизма — так, например, сообщается, что в IX веке в Багдаде было около 5000 бань. Более-менее достоверные данные мы можем почерпнуть из источников XIX века. Так, например, сообщается, что в 1890 году в Исфахане было 72 бани, разнящихся по качеству и чистоте, в Казвине — 35, а в Ширазе — около 40. Что касается столицы Ирана, то в 1902 году там насчитывалось 146 бань в 1852 года, и 182 в 1902. Поскольку нам довольно много известно о росте населения Тегерана в XIX — начале ХХ века, то можно заключить, что за указанный период количество домов, на которые приходилось одна баня, уменьшилась со 148 до 89.

 

Кто поддаст жару?

Согласно приказу шаха Аббаса I, датирующемуся 1628 годом, четко определялся персонал бани, который в этом приказе относили к гильдии цирюльников (jamāʿat-e salmānīān). Там упоминаются: банщик (ḥammamī), цирюльник (salmānī), брадобрей (ḥallāq), истопник (tūntāb), а также гардеробщик (jāmadār). В других источниках периода также называются массажисты, кровопускатели (ḥajjām), золотари и водоносы (saqqā). Последние две профессии считались наименее престижными и занимались обычно людьми низкого социального статуса.

Восковые фигуры, изображающие работников и посетителей бани Вакиль в Ширазе / источник фото: flickr.com, автор фото: Blondinrikard Fröberg

 

У нас с друзьями есть традиция

Бани играли важную роль в общественной жизни: их посещали не только по религиозным, гигиеническим или медицинским причинам, но и для отдыха или социализации. Бани как место собрания людей часто использовались для обмена новостями, решения дел или распространения слухов. Существует огромное количество пословиц и поговорок, а также городских легенд и предрассудков, связанных с банями.

Баня Вакиль в Ширазе / источник фото: flickr.com, автор фото: Diego Delso

Согласно мнению многих западных наблюдателей, бани использовались постоянно. «Самые бедные из них проводят в бане минимум 3 часа в неделю. Чуть более обеспеченные ходят в баню компаниями. Самые богатые имеют свои личные бани на территории собственных домов и посещают их ежедневно. Есть еще общественные бани, посещение которых бесплатно, а заплатить нужно только несколько медных монет банщику за воду, растопку и т.д.» — так описывает обычаи иранцев Чарльз Джеймс Уиллс, британский доктор, служивший в телеграфной компании.