«Что касается причины установления Норуза, то она состоит в том, что, как известно, у Солнца имеется два оборота, один из которых таков, что каждые триста шестьдесят пять дней и четверть суток оно возвращается в первые минуты созвездия Овна в то же самое время дня, когда оно вышло, и каждый год этот период уменьшается» — так говорится о времени наступления главного иранского праздника Ноуруз в трактате Омара Хайяма «Ноуруз-наме». Другими словами, Ноуруз начинается тогда, когда Солнце входит в знак Овна.

 

Легендарные основатели

Многие арабские и персидские авторы приводят различные легенды относительно возникновения этого праздника. Тот же Хайям пишет, что первым, кто понял, что именно в этот день наступает новый год, был легендарный первоцарь Каюмарс. Он собрал мобедов (жрецов) и постановил, что именно с этого момента следует вести летоисчисление. Установление праздника в этот день традиционно приписывается царю Джамшиду. Согласно одной из легенд об этом, приводимой, например, историком Бируни, Джамшид однажды построил себе колесницу, впряг в нее демонов (Бируни пишет, что это были дивы и джинны), сел на нее и за день перелетел с горы Демавенд в Вавилон. Увидев это чудо, люди объявили этот день праздником.

Гора Демавенд считается самой высокой точкой в Иране / источник фото: wikipedia.org

В другой истории рассказывается, что Джамшид очень любил путешествовать. И вот однажды он захотел побывать в земле Азербайджан. Он воссел на свой золотой трон и люди понесли его. Когда люди увидели, как лучи солнца падали на Джамшида, они посчитали это чудом и провозгласили этот день праздником. Похожий рассказ приводится и в эпической поэме Фирдоуси «Шах-наме», однако там Джамшид путешествует ввысь и не на спинах подданных, а при помощи дива, «вознесшего его до небес». Также Бируни пишет, что в день Ноуруза в царстве Джамшида появился сахарный тростник — отсюда, заключает историк, у персов появился обычай дарить друг другу сахар в этот праздник.

 

Царские дела

Омар Хайям уделяет особое внимание сасанидским придворным церемониям празднования Ноуруза. Он пишет, что «со времени Кей-Хосрова до эпохи Йаздигерда» первым после членов семьи правителя посещал верховный жрец (mobedān mobed). Он являлся к царю «с золотым кубком, полным вина; с перстнем, дирхемом и царским динаром, охапкой ростков ячменя, мечом, луком и стрелой, чернильницей и пером». Он славил царя, а затем, отпив из принесенного кубка, передавал его правителю, а в другую руку клал ростки ячменя, а динар и дирхем располагал у трона. «Этим он желал, чтобы если в день Норуза, в новый год, вельможи видят что-либо первым взглядом, они были бы веселы и радостны до следующего года и были бы с этими вещами в счастье» — заключает Хайям.

Омар Хайям / источник фото: wikipedia.org

Бируни сообщает, что в течение пяти дней праздника царь принимал подданных. В первый день к нему с просьбами приходили простые люди, во второй — крупные землевладельцы и члены знатных земель, в третий — воины и жрецы, в четвертый — «члены его дома» и родственники, в пятый — сыновья. На шестой день, удовлетворив нужды подданных, царь пировал лишь с самыми близкими людьми, а для его услады играли придворные музыканты.

Двор Сасанидов / источник фото: adyannet.com

Также каждый год во время празднования Ноуруза царь исполнял еще одну традицию. Он выпускал на волю белого сокола, а ему подавали угощения, которые, как считалось, приносили счастье — парное молоко и свежий сыр. Кроме этого, каждый Ноуруз непорочные девушки приносили царю кувшин чистой воды, сделанный из серебра или золота и украшенный драгоценными камнями.

 

Посевная не ждет

Важнейшее символическое значение Ноуруза — это победа жизни над смертью, пробуждение природы после зимнего сна. В связи с этим одним из главных ритуалов праздника является проращивание зерен пшеницы или других посевных культур.

Источник фото: ifpnews.com

Историк Абу-л-Хасан Кисрави описывает этот процесс, проведенный с поистине царским размахом. Он сообщает, что за 25 дней до Ноуруза на дворцовой площади складывали из кирпича-сырца 12 колонн, на которые помещали «пшеницу, ячмень, рис, бобы, крок, просо, дурру, фасоль, горох, кунжут, выку». А на шестой день праздника проросшие злаки бросали под ноги прохожим и не убирали «до дня Мехр месяца фарвардина» (то есть оставляли на 10 дней). Кроме того, по этим самым злакам гадали: какие из них прорастут лучше, с тех будет больше урожая в этом году.