Автомобилестроение занимает лишь второе место в секторе энергетики Ирана. На его долю приходится 10 процентов ВВП страны и 4 процента рабочей силы. Исламская Республика стремится стать страной с индустриальной экономикой, поэтому на импорт зарубежных машин введена крупная пошлина. Но кто получает наибольшую выгоду от этих налогов?

Несмотря на торговые ограничения, которые якобы защищают отечественного производителя, французские автомобилестроители, по всей видимости, уже заняли свою нишу на иранском рынке.

В Иране действует сложная система пошлин на импорт автомобилей. Размер налога составляет 40-55 процентов в зависимости от типа машины. Государство также взимает НДС в размере 9 процентов и 4-процентный налог с продаж. Таким образом, любой желающий приобрести иностранный автомобиль вынужден заплатить налог до 80 процентов от его стоимости, чтобы затем ездить по опасным иранским дорогам и постоянно загруженным улицам. Выходит, чтобы покупать зарубежные авто, иранские потребители вынуждены оплачивать дорогостоящую протекционистскую политику государства.

Уличное движение в Тегеране / источник фото: flickr.com, автор Franx'

Точка зрения правительства, которую поддерживают местные автопроизводители, ясна — иранское автомобилестроение все еще находится на ранней стадии развития, из-за чего нуждается в защите от более технологически развитой конкуренции со стороны Запада. 

Индустрия автомобилестроения в Иране — самая крупная на Ближнем Востоке и в Северной Африке и 13-ая в мире. В ИРИ насчитывается 13 производителей, однако эта крупная цифра не означает, что иранский рынок конкурентоспособен.

В действительности только две иранские компании — Iran Khodro (IKCO) и SAIPA — охватывают большую часть рынка автомобилестроения, их доля составляет 94 процента. Iran Khodro имеет совместное венчурное предприятие, а также соглашения на лицензионное производство с французскими компаниями Groupe PSA и Renault. Договоренности включают местное производство и сборку машин марки Peugeot и Renault. Таким образом PSA и Renault удается обходить строгие торговые ограничения ИРИ. 

Производство и продажа французских автомобилей компанией IKCO постоянно растут. Согласно последним данным, в 2016 году количество машин, выпущенных компанией Iran Khodro, увеличилось на 30,8 процентов. В прошлом году произвели около 400 000 машин марок Peugeot 206, Peugeot 405 и Peugeot Pars. Автомобили, произведенные в сотрудничестве с PSA, составляют 70 процентов продукции IKCO. 

Компания Pars Khodro, в свою очередь, занимается производством машин марки Renault L90, известной как Tondar и Megane. За прошлый год у этой компании наблюдался поразительный рост в 190 процентов. Но по сравнению с такими гигантами, как IKCO и SAIPA, на Pars Khodro приходится лишь 5 процентов рынка автомобилестроения. 

Международная автомобильная выставка в Тегеране / источник фото: mehrnews.com

Согласно данным, опубликованными иранскими СМИ, доля рынка PSA и Renault в Иране составляет 33 процента. ИРИ считается чрезвычайно важным партнером для этих компаний, так как на сегодняшний день объем рынка автомобилестроения в Иране равен трети немецкого. Тот факт, что PSA и Renault сталкиваются с жесткой конкуренцией в любой другой стране, только придает важности иранскому рынку. 
Хотя иранское правительство призывает к производству местных марок автомобилей, установив при этом высокую пошлину на импорт, компания IKCO стремится сотрудничать с французскими автопроизводителями. Весной 2015 года исполнительный директор Iran Khodro Хашем Екке Заре отправился во Францию для проведения переговоров с представителями PSA. 

Следующим летом представители компаний двух сран продолжили переговоры в Тегеране. PSA и Renault были также хорошо подготовлены к ядерной сделке. Их совместные венчурные соглашения с иранскими автопроизводителями открывают доступ к рынку, где высокие пошлины блокируют всяческую конкуренцию. 

По определенным причинам французские автопроизводители чувствуют себя в безопасности в Иране: их машины дешевле тех, что импортируются в страну, и качественнее местных автомобилей. С марта 2016 по февраль 2017 года Иран импортировал 61 245 машин стоимостью 1,6 миллиардов долларов, в среднем 27 000 долларов за каждую. Очевидно, что после добавления НДС и налога с продаж, стоимость автомобиля становится недоступной для представителей среднего класса. Согласно данным Министерства труда, средний житель страны зарабатывает 230 долларов в месяц. 

SAIPA — другой крупный автопроизводитель в Иране, который выпускает модификации Kia Pride стоимостью 5 600 долларов. Но из-за низкого уровня безопасности этого типа автомобиля, иранцы выбирают его гораздо реже.

Автомобиль Renault Mégane 3 RS 265 / источник фото: flickr.com, автор Jean-Jacques Marchand

Поскольку марки Peugeot и Renault более безопасны, стоят они дороже: Megane — 25 000 евро, Peugeot 206 и 405 — около 8 600 долларов, а при наличии дополнительных опций цена возрастает до 12 900 долларов. Хотя зарубежные автомобили, произведенные в Иране, дороже отечественных, они все же дешевле импортных. Таким образом, французские компании стали монополистами на иранском рынке автомобилей. К слову, некоторым зарубежным автопроизводителям удается улучшить свое положение на мировом рынке именно за счет того, что французские машины закрепились в Иране. 

Для компании PSA иранский рынок — важная точкой сбыта. Благодаря лицензионным соглашениям и продажам в совместных венчурных предприятиях в Иране мировой рост продаж компании в прошлом году составил 5,8 процентов. Без продаж в Иране у PSA наблюдался бы спад на 2 процента по сравнению с 2015 годом. Таким образом, высокий уровень спроса в ИРИ обеспечил PSA общий рост продаж, а также укрепление на мировом рынке. Кроме того, недавно компания PSA приобрела OPEL, ранее принадлежавший General Motors, чтобы стать вторым крупным автопроизводителем в Европе. В 1990-е OPEL был популярен в Иране, что может обеспечить высокий спрос на эту марку машин в ИРИ. Поэтому можно сказать, что иранский рынок укрепляет мировые позиции PSA, делая его одним из главных экспортеров автомобилей. 

Другие европейские автопроизводители стремятся последовать примеру Франции и обойти торговые ограничения ИРИ. Так, представители немецкой компании Volkswagen обсудили с частной компанией Mammut Khodro планы на запуск линии сборки в Иране. Однако сторонам предстоит долгая дорога к осуществлению этих планов. 

На данный момент Франция остается монополистом на иранском авторынке, где высокая пошлина на импорт препятствует появлению новых конкурентов из-за рубежа. 

Al-Monitor

 

Материалы по теме:

Иранские автомобили возвращаются в Россию

«Рено» поможет «АвтоВАЗу» освоить иранский рынок