Всех иностранцев, кто приезжает в Тегеран можно условно разделить на две категории. Первые — это те, кто планирует во время своего пребывания в Иране непременно сесть за руль, арендовав машину. Вторые — кто после первого же знакомства с движением на дорогах не сделает этого ни за какие деньги. Ибо автомобильное движение в Тегеране — вещь недоступная пониманию среднестатистического водителя, получавшего водительские права в Советском Союзе или же в Российской Федерации.

Участники движения и пешеходы / фото из личного архива автора

Есть такое понятие как «игра без правил», но в Иране есть и такое понятие как «езда без правил». Тут так и хочется сказать, как в детстве: «кто не спрятался, я не виноват...».

На иранских дорогах вы можете встретить лихих, одетых по последней тегеранской моде наездников и наездниц на разноцветных «Пежо», «Рено», «Ситроенах» и других симпатичных автомобильчиках, сделанных по лицензии на сборочных конвейерах местных автозаводов. Поверьте, эти ребята вряд ли будут утруждать себя соблюдением правил дорожного движения, считая, что своим появлением за рулем уже осчастливили всех окружающих.

Но самую большую опасность на дорогах представляют все же водители бесчисленных мотоциклов и небольших мопедов. Они вообще ездят куда хотят и как хотят. Знак одностороннего движения по улице для них не более чем китайские иероглифы. И даже внешне строгие дорожные полицейские в ответ на их лихие выкрутасы на дороге лишь укоризненно покачают головой, дескать, «как же нехорошо вы себя ведете...». 

Чтобы в максимальной степени обезопасить тех, кто все же рискнет сесть в Тегеране за руль, дадим им несколько советов, которые, возможно, пригодятся.

 

Правила «для всех»

Стоянка мотоциклов / фото из личного архива автора

Правила дорожного движения в городе «писаны для всех», но выполняют их те немногие, кто лишь совсем недавно получил права и еще помнит, что ему говорил инструктор, когда он пытался развернуться на улице с односторонним движением. Поэтому перед выполнения любого маневра убедитесь, что вас видят все вокруг и не будут мешать его осуществить или опасно маневрировать вблизи вашей машины.

 

Привлекайте к себе внимание

Не надейтесь на эффективность сигналов поворотов, установленных на ваше авто. Их мигание никого не заинтересует на дороге. В конце концов, вы могли и передумать поворачивать после их включения. Поэтому энергично пользуйтесь клаксоном, наряду с включением сигналов поворота, привлекайте к себе внимание водителей соседних машин и покажите им правой или левой рукой, что вы хотите повернуть или развернуться...

При этом левая рука должна быть выставлена в открытое окно машины. Не лишним будет при перестроении знаками попросить соседа по потоку пропустить вас. Если он вас заметит, что вполне может случиться, то сделает это обязательно. 

 

Сохраняйте спокойствие

Стоянка такси рядом со станцией метро Хафте-Тир / фото из личного архива

Попав в одну из автомобильных пробок, которыми так славится автомобильное движение в иранской столице, сохраняйте спокойствие и, по возможности, философское настроение. Ведь чаще всего вы не просто опаздываете, а уже безнадежно опоздали. Так стоит ли лишний раз переживать и тратить нервы?

Спокойное поведение за рулем сохранит ваше давление в норме, а нервную систему в покое. В конце концов, если хотите вовремя попасть куда-либо в Тегеране, то пользуйтесь метро, автобусом или же, отправляясь в путь на своем авто, всегда имейте в запасе до полутора часов дополнительного времени.

 

Не стесняйтесь спрашивать

Вы потерялись в огромном городе? Не знаете куда ехать? Не надо волноваться и переживать. Попросите о помощи любого иранца, и он с удовольствием вам поможет, даже если сам имеет весьма посредственное представление о местонахождении объекта, куда вам надо попасть. 

Пешеходная часть улицы мотоциклистам не помеха / источник фото: flickr.com, автор sharghzadeh

Спросите как? Очень просто. Он попросит «следовать за его автомобилем» и станет спрашивать у всех проезжающих мимо водителей и таксистов где же находится нужный поворот и сама нужная вам улица. После небольшого пленарного совещания кто-то из таксистов также попросит ехать за ним до пункта назначения, а потом укажет, какую сумму он хотел бы получить с вас за доставку «пассажира за рулем». 

 

Не бойтесь полиции 

Мотоциклисты / фото из личного архива автора

Один из самых важных пунктов! Не бойтесь дорожной полиции. Она существует в Иране, чтобы руководить движением и, насколько это в ее силах, помогать водителям на дороге. Поэтому уважайте их труд и следуйте их указаниям. За мелкие нарушения правил дорожного движения в городе они не будут штрафовать, если это не связано с неправильной парковкой. Тут уж извините, но получите по «полной программе». И это нарушение обязательно придется оплатить. Оно не прощается. 

И вот ещё что: обязательно пристегивайтесь! Непристегнутый ремень безопасности также может существенно облегчить ваш бумажник. В то же время превышение скорости или поворот вправо из крайнего левого ряда — это такие мелочи, за которые даже не останавливают.

 

Опасайтесь мотоциклистов

На мотоциклах нередко перевозят пассажиров и грузы, а иногда и то, и другое вместе / фото из личного архива автора

Наконец, самый главный враг автомобилиста в Иране — мотоциклист. По меткому выражению одного из российских журналистов, впервые столкнувшихся с их художествами, наше ГИБДД проглотило бы от изумления и возмущения весь наличный запас табельных свистков. Самое главное — смотрите вокруг себя постоянно и ожидайте, что из любого тесного переулка на вас ринется человек на мопеде или мотоцикле.

Представьте себе другую картину: вы едете по улице с односторонним движением, коих много в Тегеране, и тут прямо в лоб выскакивает мотоциклист (или два, или десять) и преспокойно несется прямо на вас. Или чего стоит, к примеру, «художественная» езда мотоциклистов по тротуарам? Я уж не говорю о том, что для мотоциклистов загорающийся красный свет на перекрестках — не более чем «китайский фонарик» у входа в восточный ресторан, куда пускают верхом на мотоцикле.

Уличное движение / фото из личного архива автора

Справедливость торжествует, когда полиция проводит очередной рейд по наведению порядка и собирает по городу на специальные грузовики сотни двухколесных «железных коней» под предлогом «неправильной стоянки». Арестованная таким образом мототехника вывозится куда-то за город. Но число тарахтящих на улицах Тегерана мопедов и мотоциклов при этом не сокращается. На следующий день на том же самом месте молодые и не очень иранцы вновь паркуют свои мотоциклы.

 

Материалы по теме:

Как не пропасть в тегеранском метро