Иранская традиционная музыка сводит с ума своей красотой и таинственностью. Когда слушаешь ее, представляются то безграничные просторы пустыни, то горные вершины. Она может подарить спокойствие и умиротворение, а может заставить танцевать до упаду. «Иран Сегодня» изучил, в чем секрет иранской музыки.

Камаль оль-Мольк, «Музыкальный ансамбль», XIX век / источник фото: wikimedia.org

 

Томбак

Томбак происхождением уходит в глубокую древность, во времена Месопотамии и Древнего Египта. Этот инструмент представляет собой барабан в форме кубка, который изготавливают из цельного куска тутового дерева, грецкого ореха или клена. Верхнюю часть обтягивают козьей, телячьей или верблюжьей кожей. Часто корпус томбака отделывают инкрустацией (хатамкари) или украшают резьбой. 

До ХХ века, точнее, до Хоссейна Техрани, томбак не был сольным инструментом. Хотя техника игры на нем достаточно изощренная и насыщена разнообразными приемами. Что только не делает музыкант с томбаком для создания нужного звучания. Он проскальзывает, царапает, почесывает, щелкает, ударяет, используя при этом то ладони, то подушечки пальцев, то ногти. Иногда музыканты даже надевают на пальцы кольца для создания дополнительных звуков. Истинные виртуозы способны исполнять соло более 10 минут.

Заводные звуки томбака используются также для создания боевой атмосферы на иранской традиционной спортивной арене — зурхане. Специальный человек, которого называют «муршед», под звуки томбака зачитывает подбадривающие стихотворения Фирдоуси, Саади, Хафиза или особые строки, написанные специально для зурхане. Все упражнения выполняются иранскими богатырями точно под ритм задаваемый «муршедом».

 

Даф

В дуэте с томбаком часто можно услышать еще один ударный инструмент — даф. Он представляет собой тип бубна диаметром 50-55 см, обод которого сделан из дерева, цинка или медного сплава, обтянут козлиной кожей и оснащен маленькими металлическими кольцами или колокольчиками с обратной стороны.

Возможности этого инструмента поражают: он способен производить звуки от тихого шороха до раскатистого грома. Чтобы создать такую музыкальную палитру, даф подбрасывают и опрокидывают, ударяя по нему то пальцами, то ладонями.

История этого инструмента началась в VII-VIII веке до н.э. Только изначально дафом называли бубен прямоугольной формы, который был распространен в древнем государстве Элам и остается популярным сейчас в арабских странах; круглый же был известен как «даерэ» и, предположительно, появился в древнем Египте. В XIX-XX веке даф и дайерэ исчезли из персидской классической музыки, уступив место набирающему популярность томбаку. Возвращение дафа случилось в 1980-е годы.

На древних миниатюрах даф изображался вместе с нейем. С этим же инструментом он часто упоминался в поэзии. Так, например, у Хафеза он обычно упоминался в контексте гуляний, веселья и танцев. При этом даф никогда не терял значения сакрального инструмента, создающего удивительные звуки, способные ввести человека в транс. 

 

Ней

Название «ней» обозначает «тростник, камыш, бамбук». Дело в том, что этот духовой инструмент действительно изготавливают из тростника. Однако не каждому тростнику суждено стать неем. Для создания инструмента необходимо, чтобы растение достигло 2-3 метров в высоту. Это происходит после 3 лет цветения.

Классический ней имеет восемь отверстий, два из которых торцевые, а остальные шесть для пальцев: пять спереди, и одно сзади. На окончания нея надеваются специальные металлические насадки. Длина инструмента варьируется от 40 до 80 см, что определяет его звучание. Во время концерта музыканты могут по несколько раз менять неи. 

Инструмент никаким образом не настраивается, а изменения звука происходит в результате работы пальцев, губ и дыхания. Причем если раньше музыканты прижимали ней губами, как флейту, то сейчас они ставят его между зубами, благодаря чему создается более яркое звучание.

Ней часто упоминается в произведениях Хафеза, зачастую в паре с дафом, чангом (подобие арфы) или барбатой (подобие лютни). 

 

Сантур

Первые упоминания о сантуре уводят нас к ассирийцам и вавилонянам. Вероятно, персы переняли этот инструмент у захваченных народов, а уже потом передали традицию игры на сантуре в другие страны. Сейчас разновидности этого инструмента распространены по всему миру: цимбалы в странах Восточной Европы, чинг в Таиланде, салтерио в Бразилии.

Сантур изготавливают из грецкого ореха и придают ему форму трапеции. Он имеет 72 струны, которые делятся на стальные — для более высокого регистра и латунные — для более низкого. Каждые четыре струны проходят через одно основание, называющееся «харком» и настраиваются в унисон. Таким образом, они образуют 18 групп. Играют на сантуре с помощью тонких молоточков — «мезрабов», кончики которых покрыты войлоком. 

Настройка сантура требует много времени даже у опытного специалиста. Для этого он использует специальный инструмент, похожий на ключ.

 

Тамбур

Прародителем большинства струнных инструментов считается тамбур. Его история начинается еще в период правления Сасанидов. Сейчас этот инструмент и его разновидности распространены по всему Ближнему Востоку и Средней Азии. 

Особой популярностью тамбур пользуется среди курдов. В провинциях Курдистан, Луристан и Керманшах инструмент используется во время собраний курдских дервишей и служит аккомпанементом суфийским песнопениям. Родиной мастеров, производящих лучшие тамбуры в Иране, считается город Гахваре в провинции Керманшах.

Корпус музыкального инструмента изготавливают из тутового дерева, гриф — из абрикоса или грецкого ореха. В разных районах количество ладов на грифе варьируется. Например, в районе Горан их тринадцать, а в Сахне — четырнадцать.

 

Тар, дотар, сетар

Тар считается основным инструментом в традиционной музыке Ирана. Он представляет собой струнный инструмент, тело которого напоминает два сложенных сердца. В древности тар имел пять струн, однако потом дервиш Голямхоссейн добавил шестую. Играют на инструменте с помощью медиатора «мезраба», вставленного в шарик из воска. 

Дотар имеет две струны и обычное тельце, напоминающее половину груши. При игре на нем используют не «мазраб», а ноготь. В Иране инструмент распространен среди туркмен Горгана и Гонбада. 

Сетар похож на дотар, но имеет четыре струны, из-за чего его название вызывает постоянные вопросы. Слово «сетар» переводится с персидского, как «три струны». Изначально так и было: инструмент обладал тремя струнами. Затем было решено создать еще одну, которая будет расположена ближе к третьей, чем остальные: это позволяло создавать глубокий басовый звук. 

 

Каманче

Прародителем иранской скрипки считается арабский струнно-смычковый инструмент рабаб. Каманче имеет сферический корпус, состоящий из 24 полосок тутового дерева и гриф, вырезанный из грецкого ореха. Лицевая сторона корпуса обтягивается овечьей или рыбьей кожей. Смычок сделан из конского волоса. Традиционно у каманче было три струны, однако в ХХ веке, возможно, под влиянием европейской скрипки, была добавлена четвертая. Часто каманче выступает вместе с еще одним иранским струнно-смычковым инструментом гайчаком, отличающимся своеобразной формой и тембром. 

Каманче превозносили персидские поэты. Они считали, что инструмент своими звуками способен пронзить сердце человека. Часто говорят, что музыка каманче схожа со звуками человеческого голоса. Например, поэт Низами Гянджеви в своей поэме «Хосров и Ширин» сравнивал игру на каманче с плачем Моисея.