Каждый, кто приезжает в иранскую столицу впервые, просто поражается огромному количеству автомобилей на дорогах. Если это не «час пик», то проехать из одной части мегаполиса в другую вполне можно за несколько часов. Но не вздумайте куда-то спешить в конце рабочего дня. Это будет напоминать гадание на кофейной гуще, так как доехать до места назначения Вы, конечно, сможете. Весь вопрос в том, когда это случится?

Тегеран славится загруженными дорогами / источник фото: flickr.com, автор Evgeniy Isaev

 

Автомобильные порядки

Такое ощущение, что в «часы пик» весь город превращается в чадящую едкими выхлопными газами автомобильную пробку, выхода из которой нет и не предвидится! Все попытки дорожных полицейских навести порядок на перекрестках узких тегеранских улочек с помощью свистка и указующих жестов руками напоминают войну Дон Кихота с мельницами.

У иранцев к автомобилю отношение весьма уважительное, несмотря на то, что обладание им создает в семье немало проблем и сложностей. Начинаются они с расходов на бензин и заканчиваются тем, где его хранить. Ведь парковка на улице под окнами многоэтажного дома напоминает игру «кто приехал первым», а подземный гараж не всем по карману. Но даже все эти сложности перекрывает возможность ездить на работу на своей машине из отдаленных районов города, где и съемное жилье дешевле, и воздух не настолько загрязненный, как в центре Тегерана.

Линия по сборке автомобилей «Renault» / источник фото: tasnimnews.com

Первым и наиболее доступным средством передвижения для столичного жителя является мопед или мотоцикл. Но все же наиболее желанным для семьи со средним доходом является автомобиль, пусть и подержанный. Скорее всего это будет авто местного производства.

 

Сделано в Иране

О существовании автомобильной индустрии в Иране, наверное, знают немногие. Тем не менее, этот сектор экономики является вторым по величине после нефтяной и газовой промышленности. Его вклад в годовой показатель ВВП составляет порядка 10 %.

Автомобильная индустрия Ирана зародилась в начале 1960-х годов. Тогда руководство страны решило привлечь специалистов из западных компаний, чтобы заложить фундамент отечественного автопрома. В 1962 году в Иране образуется компания «Iran Khodro» (ныне IKCO), которая по сей день остается лидирующим производителем автомобилей с более чем 60-процентной долей на рынке.

«Пейкан» на автомобильной выставке в Тегеране / источник фото: tabnak.ir

Первой моделью компании, которая появилась в конце 1960-х, стал седан «Пейкан» («Стрела»). Изначально это была разработка британской компании Rootes Group, которая выпускалась под марками «Rootes Arrow» и «Hillman Hunter». Этот автомобиль производили в Иране до 2005 года.

Примечательно, что выпуск модели прекратился отнюдь не из-за малого спроса, наоборот, заказы на «Пейкан» были расписаны на годы вперед. Основной причиной стало давление иранских властей, которые даже предлагали финансовые поблажки автомобильной группе Iran Khodro за отказ от выпуска древнего «Пейкан». Автомобиль был уже слишком опасным для пассажиров и вредным для экологии, не говоря уже и о проблемах с экономией топлива.

Непритязательной, но выносливой и неприхотливой машине удалось стать «иранскими жигулями» — то есть самым распространенным автомобилем страны. Достаточно сказать, что «Пейкан» стоял на конвейере около 40 лет! 

«Пейкан» на тегеранской улице / источник фото: flickr.com, автор Kamyar Adl

Наиболее доступным для нынешней иранской семьи, кроме семейства производимых в стране по лицензии микролитражек «Пежо», стал легковой автомобиль «Саманд», или «Скакун». Российским автомобилистам он хорошо знаком, ведь поставки этого автомобиля к нам начались еще в далеком 2006 году. Жаль только, что иранцы так и не смогли создать для этого неплохого автомобиля сеть фирменного обслуживания и наладить поставку запчастей.

Практически одновременно с отправкой на экспорт готовых автомобилей иранского производства сборку «Самандов» наладили в Беларуси и Азербайджане. Кроме того, седаны из Ирана начали выпускать и в других странах мира — в Венесуэле, Сирии и Египте. Иранская машина местным автомобилистам понравилась.

На заводе «Iran Khodro» / источник фото: sedayiran.com

Вторым крупнейшим автопроизводителем в стране является компания SAIPA, образованная в 1966 году. Изначально она выпускала автомобили по лицензии «Citroen» и «Renault», в частности, собирала модели «Citroen Dyane» (эволюция легендарного «Де Шво» 2CV), внедорожник «Mehari», микролитражки «Renault 5» и «Renault 21».

Первый этап сотрудничества SAIPA с французами закончился в начале 1990-х годов, на смену им пришла южнокорейская Kia. По лицензии этой фирмы SAIPA по сей день выпускает седан и хетчбэк на базе семейства «Kia Pride» родом из середины 1980-х годов. Этот автомобиль весьма популярен на рынке Ирана.

 

Таможенные зигзаги

Новая модель «Iran Khodro» — «Хайма» / sedayiran.com

Местные власти ведут жесткую протекционистскую политику. Купить новую импортную машину в Иране почти невозможно из-за того, что таможня облагает ввозимые машины 90-процентной пошлиной. При этом средняя стоимость автомобилей местного производства, наподобие Iran Khodro или SAIPA, колеблется от 5 до 7 тыс. долларов. 

Кстати, еще одной особенностью иранского рынка автомобилей является то, что в страну запрещено ввозить иномарки с двигателем объемом больше 2.5 литра, потому что «более мощные двигатели выбрасывают в атмосферу иранских городов больше вредных веществ».

Грузовик SAIPA 24 / источник фото: flickr.com, автор Bastian

Сейчас на улицах фешенебельных северных районов Тегерана, вроде Джордан, Элахие или Таджриша, можно увидеть люксовые спортивные авто «Ferrari», «Maserati» и «Porsche». Объем их двигателей намного превышает разрешенные для ввоза нормы. 

Таможенным законы делают исключение для «выдающихся спортсменов и лиц, принесших Ирану мировую известность, в какой-либо области — науке, культуре или искусстве». Правда, чаще вместо убеленных сединами мэтров науки и культуры за рулем этих суперкаров сидят их дети и внуки.