Откровенно говоря, сегодня с иранских ювелирных прилавков исчезли изысканные украшения. А ведь от их вида всего еще 30-40 лет назад захватывало дух не только у иранцев, но и у иностранцев. Этими изделиями, без всякого преувеличения, можно было любоваться, как музейными экспонатами. 

Массовый ювелирный рынок заполнен однообразными изделиями / источник фото: tala.ir

Трудно было в те годы найти в магазинах даже два одинаковых ювелирных предмета. Производство было штучным и мастера, которые изготавливали всю эту «сказку», считали ниже своего достоинства повторяться в своем творчестве. Теперь же произведения настоящего ювелирного искусства в Иране можно увидеть разве что в музеях, на специализированных выставках и в редких дизайнерских мастерских. Лавки и магазины заполнились массивными, часто безвкусными и однообразными «штамповками из Гонконга».

Небольшой иранской фирме, продающей свои изделия на Золотом базаре в Тегеране, видимо, удалось найти, помимо бойкого торгового места, еще и золотую середину в творчестве, соединив лучшие персидские традиции, передовые ювелирные технологии и современные рыночные подходы. Ее мастерами создаются маленькие шедевры, в которых воплощаются, например, мотивы знаменитых ловцов ветра из древнего Йезда или мечети Шейха Лютфуллы в Исфахане. Для патриотически-настроенных покупателей могут предложить перстень в виде очертаний Персидского залива...

Золотой рынок на Большом базаре Тегерана / источник фото: tala.ir

Дизайнерская команда этой фирмы, которой руководит известный ювелирных дел мастер Мохаммад Мортазави, учитывает вкусы иранцев, проживающих в разных провинциях. Где-то предпочитают более массивные изделия, а жители Тегерана, как известно, любят украшения эффектные. 

У каждого народа и страны свое особое отношение к украшениям, считает Мортазави. «Европейцы рассматривают драгоценности в эмоциональном контексте — как подарок на свадьбу, день рождения или юбилей. Арабы относятся к ювелирным изделиям как к предметам роскоши. А иранцы, подчеркивает он, ценят их еще как инвестиции или заначки на «дождливый день».

Каллиграфия, как и традиционный орнамент, вдохновляет молодых иранских ювелиров / источник фото: страница @monapourhoseinijewelery в Instagram

Иран входит в пятерку крупнейших потребителей золота в мире, иными словами, иранцы — большие любители украшений. Идти в ногу со временем местной ювелирной отрасли мешает ряд серьезных обстоятельств. В первую очередь, нехватка учебников и других пособий. Отчасти это объясняется тем, что ювелирное дело и торговля украшениями в Иране традиционно являются бизнесом семейным. Таким образом, ювелиры и торговцы, а часто они совмещают эти две профессии, стараются защитить свои корпоративные знания и не желают делиться секретами с «чужаками». 

Другая проблема — неразвитый дизайн и проектирование. С появлением компьютерных программ, 3D-принтеров и других новых технологий, ювелирная промышленность пережила технологическую революцию в таких странах, как Италия, Гонконг, Турция. А Иран, по мнению представителей его ювелирных домов, шагает «черепашьими темпами» в этом направлении. Во многом причиной этого были действовавшие до недавнего времени экономические санкции, а теперь — слишком медленное возрождение после их отмены. Поэтому многие ювелиры и торговцы вынуждены до сих пор обращать свои взоры в сторону того же Гонконга.

Среди молодых ювелирных дизайнеров много тех, кто отказывается от привычного «базарного формата» и рекламирует свои украшения в соцсетях / источник фото: страница @hodadamirchi в Instagram

Есть и еще одна весьма важная деталь, которая явно не способствует развитию школы ювелирного дизайна в Иране. В стране до сих пор нет закона об авторском праве. Как только какой-то оригинальный товар появляется на рынке, его тут же копируют другие производители. «Мы выживаем только за счет того, что разрабатываем около 300 новых конструкций в месяц. В противном случае давно бы потеряли рынок. Тут, как говорится, „лови момент“», — говорит с горьким юмором о своей работе иранский дизайнер Мохаммад Мортазави. 

За год его команда, состоящая из 22 дизайнеров, создает до 3300 ювелирных проектов. Их работы теперь экспортируются в Африку, страны Персидского залива, некоторые с успехом идут в Гонконг, США и европейские страны. 

Многие современные ювелиры стараются сочетать простые материалы и традиционные орнаменты / источник фото: страница @gerdeshahrdokan в Instagram

В ювелирной промышленности Ирана сегодня работают 200 тысяч человек. Но потенциал занятости в этой сфере составляет до 2 миллионов. Отрасль эта весьма молодая и ее рынок труда еще не насыщен. Ювелирная промышленность может приносить государству существенные доходы в виде налогов. Но правительство допустило серьезные упущения. В 2010 году при президенте Махмуде Ахмадинежаде (2005-2013) из благородных побуждений поддержать отечественных производителей был введен запрет на импорт драгоценностей. Результаты, однако, были в стиле «хотели как лучше, а получилось как всегда». В страну широким потоком хлынули контрабандные ювелирные изделия и камни. Для иранских ювелиров оказалось проще и менее рискованно ввозить украшения, минуя таможню — не надо содержать предприятие, заниматься трудоемким и дорогостоящим процессом обработки, платить налоги, наконец. 

Так что у иранской ювелирной промышленности сегодня перспективы далеко не радужные. А выход, как и для любой производственной отрасли, — это наличие инвестиций и возможность получения долгосрочных займов под невысокие проценты. Только тогда иранская ювелирная промышленность засияет вновь в прямом и переносном смысле.

 

Материалы по теме:

Пещера Али-Бабы: Национальная сокровищница Ирана

Что такое искусство минакари