Письменность современного персидского языка основана на арабском алфавите. Однако персам не хватило двадцати восьми арабских букв, и они придумали себе еще четыре (پ, چ, ژ, گ), обозначающие звуки, присущие персидскому языку и отсутствующие в арабском.

Искусство каллиграфии занимает важное место как в арабской, так и в персидской культуре. Изначально использовались такие стили письма, как куфи и насх. Затем персы начали придумывать шрифты, соответствующие требованиям персидского языка. Так появились талик, насталик и шекасте. Но об этом позднее, а сначала...

 

Уважай буквы и их элементы

Пример современного каллиграфического стиля хат-нагаши, автор Мортеза Ходадади / источник фото: neyghalam.mihanblog.com

Невозможно рассказывать о почерках, не обсудив правила, которым неукоснительно следовали все каллиграфы при написании текста. Эти правила так называемого «аль-хатт аль-мансуб», или «пропорционального письма», были составлены знаменитым каллиграфом Х века Ибн Муклой и его последователями. Каллиграфия регулировалась четырьмя принципами: «уважение к элементам», пропорции, композиция и расположение.

«Уважение к элементам». Согласно этому правилу все буквы должны писаться одинаково с точки зрения насыщенности цвета, наклона и высоты.
Пропорции. Все буквы должны быть идентичными по форме и размеру.

Композиция. Самый главный фактор, согласно которому расположение всех элементов (букв, слов, предложений и строк) на листе должно быть организовано в соответствии с правилами определенного стиля. Так, например, в насталике большие удлинения букв не могут использоваться в начале строки, а только в середине. При этом средние и малые удлинения в начале допустимы. 

Расположение. Имеется в виду расположение на строке. Каллиграф должен внимательно следить за пропорциональностью всех букв и их расположением относительно «горизонта».

А теперь поговорим о почерках.

 

Куфи

Пример куфического письма / источник фото: wikimedia.org

Этот шрифт принято считать самым древним в каллиграфии. Он появился в конце VIII века. В Иране использовался на протяжении пяти веков арабского завоевания, в основном при копировании Корана, а также при украшении зданий, посуды и книг. Из основных особенностей этого почерка можно назвать угловатость, сочетание геометрических форм и вытянутость письма по горизонтали.

 

Насх

Пример почерка насх, выполненный каллиграфом XVIII века Ахмадом Ниризи / источник фото: kelkkhial.ir

Если почерк куфи по большей части использовался в искусстве, то насх иранцы использовали в переписке. Самый ранний пример стиля датируется Х веком. В Персии его использовали для написания переводов Корана. Насх ценится своими пропорциями. Буквы, написанные в этом силе, небольшие, однако хорошо сбалансированные. Это аккуратный, понятный и легко читаемый шрифт. Баланс письма достигается сочетанием круглых и плоских форм, легких и тяжелых движений пера при написании.

 

Мухаккак и райхани

Стиль мухаккак / источник фото: kelkkhial.ir

Мухаккак — один из шести классических почерков с крупными и жирными буквами. Название стиля переводится, как «ярко выраженный». Основная особенность почерка — угловатость. Часто используется в сочетании с райхани, который по сути является его уменьшенной версией. Мухаккак и райхани появились в Х веке, однако второй шрифт начали использовать позднее.

 

Токи’, сульс и рика

Пример почерка сульс (тольт) / источник фото: mohaned44.blogspot.ru

Название токи’ происходит от арабского глагола «подписывать», так как, в основном, почерк использовался для подписей правителей на указах, манускриптах, официальных документах и свидетельствах. В Иране на токи’ писали выходные данные книги: даты написания, инициалы автора и имя человека, кому предназначалась книга. Токи’ похож на другой арабский почерк тольт, только буквы в нем меньше и тоньше, а слова соединены вместе. А есть еще уменьшенная копия токи’, которая называется рика. Данный стиль использовался при написании писем, рассказов, эпосов и колофонов.

И, наконец, истинно персидские стили каллиграфии.

 

Талик

Пример стиля талик / источник фото: kelkkhial.ir

Талик был изобретен в XI веке и стандартизован к XIII веку. Известен, как первый персидский почерк. Представляет собой сочетание насха и рика. Название стиля переводится как «подвешенный». Талик также называют «тарасоль», то есть «почерк корреспонденции». Почерком официальных документов стал благодаря каллиграфам Хаджи Тадж Сальмани и Хаджи Абдаллахи Манши Астрабади, которые использовали талик при написании законов и постановлений. Помимо этого в данном стиле писали личные и официальные письма. Существует разновидность шрифта, так называемый шекасте талик, или «ломаный талик». Почерк пользовался большой популярностью на протяжении века, пока не был вытеснен насталиком.

Особенности:
— закругленные буквы;
— уходящие вниз хвосты выполнены в виде петель;
— буквы, которые обычно не соединяются с последующими, в этом подчерке соединены;
— широкий отступ между строчками;
— строка поднимается вверх справа налево

 

Насталик

Сура Аль-Фатиха, написанная почерком насталик рукой Мир Эманда Хассани (1554-1615) / источник фото: wikipedia.org

В XIV-XV веке из сочетания насха и талика появляется новый шрифт, впоследствии ставший главным в персидской каллиграфии. В Турции он называется «талик», в арабских странах — «фарси». В Иране известен как «насталик».

Помимо Ирана почерк распространен в Индии, Пакистане и Афганистане. Его используют при написании литературных произведений, стихотворений и некоранических текстов. 

Лучшие работы, выполненные насталиком, принадлежат перу известного иранского каллиграфа Мира Эманда Хассани. Современный вид почерка появился благодаря технике Мирзы Резы Калхора, который усовершенствовал стиль и сделал его легким для использования в печати.

Лист с упражнениями в почерке насталик из альбома, который принадлежал Мухаммад-шаху (1834–1848), третьему правителю из династии Каджаров / источник фото: metmuseum.org

В Иране распространено мнение, что насталик появился под влиянием природы и музыки. Вертикальные линии — это деревья и цветы, круглые штрихи — это изгибы холмов и лугов или высокие и низкие частоты в музыке, удлинения — это поля или музыкальные паузы, изгибы букв — это контуры животных, птиц и людей.

Особенности:
— короткие вертикальные линии и широкие с большим охватом горизонтальные линии;
— плавность и быстрота в исполнении;
— никогда не обозначаются гласные (в редких случаях ставится хамза и шадда).

 

Шекасте насталик

Шекасте насталик / источник фото: wikipedia.org

«Ломаный насталик» появился в XVII веке при необходимости быстро записывать тексты. Широко использовался в XIX веке при Каджарах. Сочетает в себе особенности талика и насталика. Иногда шекасте называют «курсивным насталиком». В скорости этому почерку нет равных. Но и понять его без подготовки будет очень сложно.

Особенности:
— буквы написаны диагонально на строке;
— короткие вертикальные линии;
— буквы написаны запутанно и плотно друг другу;
— невозможно прочитать человеку без подготовки.

 

Материалы по теме:

Зачем в Иране хотели отказаться от арабской графики?

Какие иностранные языки больше всего повлияли на формирование современного персидского?

Почему не стоит путать персидский и арабский языки?