Почти все тегеранцы, время от времени садящиеся за руль автомобиля, не без основания считают бесчисленное племя мотоциклистов своими заклятыми врагами. Обладатели двухколесных транспортных средств, на которых ездят в одиночку, вдвоем и даже втроем, вносят дополнительный сумбур в хаотичное дорожное движение, которое можно сравнить с броуновским. Предполагать, куда повернет поравнявшийся с вашей машиной мотоциклист с женой сзади и ребенком перед собой — дело бесполезное. Не угадаете никогда. Но и ругаться вслед водителю не стоит.

На мотоцикле можно протиснуться даже в самый маленький переулок / фото из личного архива автора

Не у всех в Тегеране есть деньги на приобретение даже самого дешевого автомобиля отечественного производства. А добираться на работу или на базар за продуктами как-то нужно. Не везде ходят автобусы или есть станции метро. Вот и получается все как в тосте из известной кинокомедии про желание и возможности. Выручает скромный и невзрачный мопед или, как его здесь называют, «мотобайк». 

Я думаю, что если бы жители Тегерана решили создать памятник городскому транспорту, то им бы стал не автомобиль, автобус или метро, а легкий мотоцикл или мопед, заслуженно водруженный на пьедестал. Именно на этом чадящем и иногда фыркающем от плохого бензина железном коне курьеры доставляют почту, ланчи из ближайшего кафе, громоздкие покупки из магазинов. 

Вполне обычная картина: стоянка мотоциклов прямо под запрещающим знаком / фото из личного архива автора

В крайнем случае, если вы спешите и опасаетесь простоять в безнадежных тегеранских пробках, воспользовавшись такси, а ближайшая станция метро далеко, то попросите «подбросить» вас в нужное место за небольшую сумму кого- либо из молодых парней-мотоциклистов. Гарантировано, что прибудете на место вовремя и потом еще долго будете помнить эту незабываемую поездку по тротуарам, на красный свет и по полосе встречного движения. При этом лучше не смотреть на дорогу, а держать глаза закрытыми до прибытия на место. Мотоцикл в Тегеране может в крайнем случае заменить такси, да еще и дать ведро адреналина в придачу.

Мотоциклы вполне успешно используют в медицинских целях / источник фото: delgarm.com

Мотоцикл или мопед в Тегеране, помимо чисто утилитарного предназначения доставлять людей и поклажу из одной точки города в другую, имеет и другое, я бы сказал, семейное предназначение. Иран — это исламское государство со своими ограничениями и традициями. В частности, это обязательное соблюдение женщинами за пределами дома мусульманских норм в одежде — хиджаба. Но ведь никто не запрещает хозяину мопеда посадить жену в хиджабе сзади, дать ей в руки одного ребенка, а другого, к примеру, поместить перед собой у руля и таким образом «прошвырнуться» вечером по холодку одной из самых длинных улиц города — торговой магистрали Валиаср. Скажете, что такого не бывает? А зря! Такой вид семейной мотопрогулки вполне укладывается в тегеранские реальности, тем более, что дорожная полиция за «перегруз» транспортного средства не штрафует, да и само это средство не требует много места для парковки, с которой в Тегеране гораздо сложнее, чем в Москве. Ну, а жена и дети после поездок по магазинам будут просто в восторге.

Иранцы знают, как уместиться на мотоцикле всей семьей / источник фото: flickr.com, автор Kamyar Adl

У меня сложилось стойкое представление о мотоциклах и мопедах в Тегеране как о вещах, органично вписавшихся в иранское общество и без которых оно уже просто не сможет сегодня существовать. Можно сколь угодно долго выражать свое возмущение тем, как ведут себя за рулем мотоциклов тегеранцы, не соблюдающие вообще никаких правил движения. Но, с другой стороны, в условиях такого мегаполиса, каким является Тегеран с его тесными улочками в старом городе, острой нехваткой парка общественного транспорта и не самым большим метрополитеном, выручить может только мотоцикл или мотобайк. Я думаю, что не один житель иранской столицы, заказавший доставку на дом чего-либо с курьером на автомобиле, пожалел об этом, потеряв время, нервы и иногда деньги, пока курьер стоял в столичных пробках.

Доставка грузов на мотоцикле – очень популярная услуга / источник фото: eghtesadonline.com

Зная об имеющихся проблемах с доставкой небольших посылок, почты и даже пиццы на автомобилях, руководство трех крупнейших столичных компаний курьерской доставки сделало упор на более широкое использование курьеров на мотоциклах и мопедах. Так, в интервью газете Financial Tribune один из руководителей такой компании «Alo Peik» Мехди Найяби заявил, что «работая курьерами, его сотрудники могут зарабатывать до 2 миллионов риалов ежедневно, то есть в 4 раза больше среднего уровня по стране. А в целом, по его словам, «адресная доставка почты и грузов на мотоциклах и мопедах становится в Тегеране большим бизнесом».

Так что мое предположение о возможном создании в Тегеране памятника скромным транспортным трудягам — мотоциклу или мопеду, совсем не лишено основания. 

 

Материалы по теме:

Как автомобилисту выжить в Тегеране?

Такси в Иране: сложнее, чем вы привыкли