В каждый свой приезд в Исфахан я непременно шел на главную площадь города, чтобы полюбоваться величественным видом мечети Имама и мечети шейха Лотфоллы, интересной своими размерами и красотой мозаичных орнаментов. Поражает, что несмотря на солидный возраст зданий, их купола всегда сверкают на солнце яркими красками, словно и не было трех столетий, наполненных взлетом и падением династий, расцветом Исфахана как столицы Мелик-шаха и шаха Аббаса I и других событий. Секрет куполов в том, что их покрывает керамическая плитка голубого цвета, которая успешно сопротивляется и капризам погоды, и даже Его величеству времени. 

Интерьер мечети шейха Лотфоллы / источник фото: wikipedia.org

Керамическая плитка в том виде, в каком ее знаем мы, появилась в эпоху древнеперсидской династии Ахеменидов (VI-IV века до н.э). Идея украшения плиткой зданий и сооружений, судя по археологическим находкам, датируется и вовсе отрезком времени в несколько тысяч лет.

Выдающиеся образцы керамики и настоящих картин, сложенных из керамической плитки, можно и сегодня увидеть практически в каждом крупном городе Ирана. Плиткой отделывались стены культовых зданий, роскошные залы для приемов, внутренние жилые помещения и стены дворцов, где жили персидские монархи. Правда, специалисты по древней архитектуре не советуют сравнивать ту кафельную плитку с современной. Первая иранская плитка была довольно толстой, поверхность не была идеально ровной. По форме и размеру она напоминала кирпич.

Керамическая плитка XIII века с фрагментом надписи куфическим письмом / источник фото: metmuseum.org

Такими глазурованными кирпичами выкладывали стены в храмах, дворцах, как внутри, так и снаружи. И если слой глянца на современных экземплярах керамической плитки очень тонкий и составляет всего 1-2 мм, то иранская керамическая плитка может похвастаться глазурованным слоем до 1 см. Доказано, что изначально глазурь была однотонной, без рисунка. Позже древние художники стали украшать плитку орнаментом и изображениями растений, животных, архитектурных памятников и людей. Такие кирпичи изготавливали из глинистой земли с добавлением песка или из чистой глины с песком. После придания нужной формы кирпичи обжигали. Благодаря этой завершающей процедуре древняя керамика сохранилась до нашего времени. Тон глазури варьировался от темно-синего до зеленого.

Орнамент, выложенный плиткой / источник фото: isna.ir

В первом тысячелетии новой эры древний Иран полностью доминировал в сфере производства керамической плитки. С III века до н.э. по VIII век н.э. почти вся керамическая плитка производится в основном на территории этого государства. Иранские мастера внесли огромный вклад в создание новых форм этого «вечного» покрытия. В этот период плитка становится основным облицовочным материалом для украшения культовых зданий и дворцов.

Показательно, что талантливые мастера древности сохраняли за собой первенство в изготовлении и применении этого декоративного материала. Способы его производства держались в строгом секрете. Видимо, поэтому до наших дней дошли лишь отрывочные сведения о древних мастерах-плиточниках, мастерских, где производили плитку и некоторых технологиях, связанных с ее применением.

Текие Моавен аль-Мольк в Керманшахе / источник фото: isna.ir

Особого расцвета это ремесло достигло во времена династии Сасанидов (III–VII вв.) Об этом свидетельствуют раскопки в древних городах Фирузабад и Бишапур. 

В VII веке, когда в Иране утвердился ислам, спрос на керамическую плитку стал расти. Она становится уже не только главным отделочным материалом для зданий и сооружений религиозного значения. Из глазурованной керамики начинают делать посуду, украшения. Меняется характер наносимых на нее рисунков. Исчезают изображения людей, животных. На глазури появляется арабская вязь, тексты из священного Корана.

Керамическая плитка XIX века с изображением принца на коне / источник фото: metmuseum.org

В XVI-XVII веках в рисунках настенной керамики появляются изображения европейских зданий и вельмож. В этот период при шахском дворе появляется мода на все европейское. Рисунками из жизни Старого Света на стенах дворцов шах и его придворные желали продемонстрировать свою просвещенность.

Хотя до наших дней дошло довольно большое количество образцов древней керамической плитки, технология ее создания, равно, как и состав глазури и техника нанесения рисунка, не сохранились. Достоверно лишь известны принципы технологии — глазурь вместе с нанесенными рисунками проходили обжиг. Но современным экспертам и историкам до сих пор неясно, каким был температурный режим обжига, его продолжительность, как ремесленники добивались яркости тонов. Неизвестны сегодня и секреты красок, которые даже спустя столетия сохраняют необычайную яркость и свежесть. По-видимому, ответы на вопросы, связанные с раскрытием секретов древних мастеров керамики, еще впереди.

 

Материалы по теме:

Что такое искусство минакари

Персидская каллиграфия: от арабского куфи до запутанного шекасте