«Четыре тысячи лет прошло, прежде чем первые мудрецы измотали свои души и положили свой живот, чтобы разобраться в науке философии — и не смогли. Пока спустя срок абсолютный мудрец и величайший философ Аристотель не взвесил эту наличность на весах логики, не испытал ее пробным камнем пределов и не измерил мерой аналогии, дабы отвести от нее [все] сомнения и колебания, очистить ее и доказать. А после него за полторы тысячи лет ни один философ не постиг сущности его слова и не проследовал большой дорогой его рассуждения, кроме наипревосходнейшего из современников, мудреца Востока, Доказательства Истины для всех людей Абу Али ал-Хусайна ибн Абдаллаха ибн Сины», — пишет Низами Арузи Самарканди в трактате «Собрание редкостей, или четыре беседы». Далее он называет всякого, кто не соглашается с мнением «этих двух великих» исключившим себя из общества людей разума, безумцем и глупцом.

Современный скульптурный портрет Ибн Сины / источник фото: behtarynha.ir

 

Юное дарование

Ибн Сина родился в 980 году (существуют версии, что он мог появиться на свет за несколько лет до этого) в деревне Афшана неподалеку от Бухары. Считается, что его семья перебралась туда из Балха, поскольку его отец получил пост наместника близлежащего поселения Харамасайн. Через несколько лет после рождения сына семейство переезжает в Бухару — не только политическую, но и культурную столицу региона. Там Ибн Сина получает блестящее образование — сам ученый в автобиографическом сочинении упоминает нескольких своих наставников в областях философии, геометрии, астрономии и медицины.

Историческая часть Бухары / источник фото: wikipedia.org

Ибн Сина рассказывает, что наука давалась ему довольно легко, пока дело не дошло до изучения «Метафизики» Аристотеля, обязательной книги для изучающих греческую философию. Дни и ночи он посвящал труду философа древности, прерываясь лишь на молитвы. Он прочел «Метафизику» сорок раз: ее слова сохранились в его памяти, однако их смысл ускользал. Тогда он обратился к комментарию другого великого философа аль-Фараби, прозванного «вторым учителем» (после Аристотеля), книгу которого Ибн Сина незадолго до этого приобрел за небольшую сумму. После прочтения трактата Фараби «шоры пали с его глаз», он поспешил вознести благодарность Богу и раздать милостыню нуждающимся.

 

На государственной службе

Свою профессиональную карьеру Ибн Сина начинает в 17 лет, поступив на работу врачом при дворе саманидского правителя Нуха ибн Мансура (976–997). Через 4 года умирает его отец и, видимо, Ибн Сина наследует его пост наместника. Несколько лет он разрывается между административными и врачебными обязанностями: консультирует и лечит различных местных правителей и занимается управлением целым поселением. 

«Канон врачебной науки», страница из манускрипта XVI века / источник фото: wikipedia.org

После падения династии Саманидов Ибн Сина вынужден был оставить Бухару и переехать в Ургенч, столицу местной династии правителей Хорезма, получившей название «Род Мамуна» (Āl-e Maʾmūn). Сам ученый описывает этот переезд как «необходимость», не указывая никаких подробностей. Очевидно, что после падения Саманидов представитель семейства, четко ассоциирующийся с их правящими кругами, не мог не испытать проблем с новыми правителями. Даже несмотря на то, что к тому времени его слава как врача значительно выросла.

 

Начало скитаний

Жизнь Ибн Сины пришлась на турбулентную эпоху, связанную с нашествием тюркских племен на восточные и центральные области доживавшего последние дни Аббасидского халифата. Одна из легендарных историй сообщает, что, отказав грозному основателю династии Газневидов Махмуду, ученый обрек себя на скитания в поисках достойного патрона. Его дневник также мало говорит нам о причинах длительного путешествия — за несколько лет Ибн Сина посещает Гурган, где хочет поступить на службу к эмиру Кабусу ибн Вашмгиру, однако последний умирает незадолго до прибытия ученого. В Гургане Ибн Сина проводит некоторое время и знакомится с Джузджани, которому суждено стать одним из его ближайших учеников. Здесь же он начинает писать свой фундаментальный медицинский труд «Канон врачебной науки».

Миниатюра из «Канона врачебной науки» / источник фото: behtarynha.ir

Из Гургана Ибн Сина направляется в Рей, где поступает на службу к правителю из династии Буидов, а также заслуживает доверие его матери, исцелив ее отпрыска. Через несколько лет Ибн Сина покидает Рей и через Казвин направляется в Хамадан, где ему вновь предлагается не только врачебная, но и административная должность. Следующий также считает нужным сохранить обе придворные должности для своего знаменитого подопечного, однако сам Ибн Сина противится этому и вступает в секретную переписку с правителем Исфахана, рассказывая тому о желании покинуть регион. Тайное всегда становится явным и ученого уличают в контактах с неприятелем. Ибн Сину арестовывают по обвинениям в измене и заключают в темницу, где он находится вплоть до смещения текущего правительства. 

 

Исфахан

Его освободитель Ала ад-даула принимает Ибн Сину в Исфахане с большими почестями и, по словам Джузджани, «обращается с ним с должным уважением». Ученый отвечает правителю взаимностью, выступая в роли врача, научного советника и сопровождая патрона во всех его поездках. Именно в Исфахане он заканчивает принесший ему всемирную славу «Канон врачебной науки», а также ряд менее известных, но не менее важных работ. Всего, как считается, перу ученого принадлежит более 450 работ, посвященных различным отраслям науки и написанных по-арабски и по-персидски. До нас дошло около половины трудов Ибн Сины.

Мавзолей Ибн Сины в Хамадане / источник фото: negarkhaneh.ir

Одна из поездок правителя стала роковой для великого ученого. Сопровождая Ала ад-даула в его походе на Хамадан, Ибн Сина испытывает очередной приступ желудочной болезни и начинает самолечение. Несмотря на все попытки избавиться от недуга, болезнь усиливалась. В итоге великий ученый, излечивший сотни пациентов за свою карьеру, книги которого в течение столетий изучались не только в мусульманском мире, но и в Европе, не смог излечить самого себя. Прибыв в Хамадан, он распорядился прекратить лечение и решил предать себя судьбе. Ибн Сина был похоронен в 1037 году в Хамадане, однако по приказу Ала ад-даула его останки были перевезены в Исфахан. Сообщается, что перед смертью ученый распорядился раздать все свое имущество в качестве милостыни нуждающимся, а также освободить принадлежавших ему рабов.

 

Материалы по теме:

Как иранцы научили арабов медицине

Династия Саманидов: как эмиры Аббасидов стали покровителями персидской культуры