Путешествие протяженностью 10 500 км из китайского города Иу в Иран через Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Туркменистан — процесс небыстрый. Однако когда первый китайский поезд въехал в Тегеран после своего 14-дневного путешествия, иранские власти встречали его с ликованием. А к апрелю, когда, наконец-таки, откроется трансказахстанская железная дорога, Иран надеется сократить время путешествия в Китай до восьми дней.

Скоро откроется еще одна железнодорожная линия, соединяющая Иран с месторождениями полезных ископаемых в Афганистане. С её помощью полезные ископаемые будут транспортироваться в Индию через отремонтированный юго-восточный порт Чабахар, обходя территорию Пакистана. По словам Аббаса Ахунди, министра транспорта ИРИ, этот проект будет завершен за 6 месяцев.

В течение двух лет Иран планирует построить мост над рекой Шатт-аль-Араб в Ираке, а также через Азербайджан соединить Россию с другими государствами Центральной Азии.

В течение следующего десятилетия Иран собирается вдвое увеличить свою железнодорожную сеть, которая сейчас насчитывает 10 тыс. км, и заменить подвижной состав, развивающий скорость 90 км/ч, на скоростные поезда. Когда замена состоится, маршрут Тегеран-Исфахан протяженностью 420 км можно будет преодолеть за 90 минут, а Тегеран-Мешхед (920 км) — меньше чем за 6 часов.

Карта железнодорожного маршрута, соединяющего Иран и Китай / economist.com

Единственным препятствием для реализации всех этих проектов служит финансовая сторона вопроса. По мнению Аббаса Ахмуди, на осуществление 5-6 летнего плана потребуется 28 млрд долл. на железную дорогу, 20 млрд. долл. на автомобильную дорогу, 50 млрд долл. на обновление воздушного флота страны и 7 млрд долл. на реконструкцию аэропортов, в том числе и расширение международного аэропорта Имама Хомейни, чтобы тот смог принимать более крупные международные самолеты. Однако понижение цен на нефть говорит о том, что правительство Ирана сможет только выплатить зарплату работникам государственного сектора, а на вложения в инфраструктуру денег может и не хватить. Так что им придется привлечь иностранных инвесторов.

И некоторые уже купились. Так, например, Китай выдал кредит Ирану на строительство дороги в Мешхед на 2 млрд. долл. Вот и Италия вместе с французскими железнодорожными компаниями ждут своего выхода на сцену. А это значит, что современные поезда уже в кармане. Однако все равно, многие иностранные банки боятся американских санкций против Ирана и не торопятся заключать с Исламской Республикой договоры.

Железнодорожный «шелковый путь» между востоком и западом может улучшить отношения с соседними государствами. Однако всё зависит от дипломатических навыков президента ИРИ Хасана Роухани.

The Economist