На первый взгляд этот вопрос выглядит несколько странным. Ведь обувных магазинов в Тегеране и других городах страны предостаточно. И их полки не пустуют. Невольно вспоминаются слова из известной миниатюры Аркадия Райкина: «... туфли белый верх, черный низ есть? — Есть! А черный верх, белый низ? — Пожалуйста!»

Мастерская по производству обуви ручной работы в Тебризе / источник фото: tabrizlinks.mihanblog.com

На фоне разноцветного разнообразия в иранских обувных магазинах обращают на себя внимание две вещи: отсутствие покупательского ажиотажа, как и самих покупателей, и несколько устаревшие модели на прилавках. При этом выделка кожи и качество исполнения очень высокое. Про такую обувь так и хочется сказать, что ей сносу не будет. Встречаются экземпляры, которые по своему дизайну и качеству могут конкурировать с изделиями известных зарубежных фирм.

Так, мужская обувь иранской фирмы «Арад» на прилавках долго не задерживается. И не потому, что ее изготавливают в небольшом количестве. Все новые поступления на рынок мужских модельных туфель, ботинок и полусапог от «Арад» расхватываются покупателями, как горячие пирожки в обеденный перерыв. Дело в том, что «Арад» выполняет заказы компаний из Франции, Италии, Турции и ряда других стран. По импортным лекалам компания создает высококлассную обувь. В других странах ее изделия продают под маркой известных обувных фирм. 

Обувь компании «Арад» / источник фото: aradshoes.com

«Но вот что грустно: отечественные производители в настоящее время при всем желании могут удовлетворить только 10-20 процентов потребностей внутреннего рынка обуви, в то время как на остальной части рынка преобладают дешевые китайские модели, только 5 процентов из которых импортируются официально», — пишет газета Financial Tribune. Стоимость контрабандной обуви нередко в 70 раз превышает стоимость официального импорта. «Иранская обувная промышленность поставлена в явно невыгодные условия и проигрывает зарубежным конкурентам», — подчеркивает издание.

Основным фактором, который привел к этому, является снижение покупательной способности людей. «Население увеличилось, но ежегодного роста потребления обуви на душу населения нет. Хотя, согласно некоторым исследованиям, Иран является крупнейшим потребителем обуви на Ближнем Востоке и восемнадцатым в мире. По нашим данным, годовое количество потребляемой на душу населения обуви составляет не менее 2-2,5 пар», — считает Али Лашгари, председатель Ассоциации управляющих и экспертов обувной промышленности Ирана.

Магазин обуви в Тегеране / источник фото: boursenews.ir

Другой представитель обувной промышленности, Аббас Эсмаили, член Совета директоров Тегеранского союза обувщиков, считает, что развитию отрасли препятствуют крайне затянутые и сложные таможенные процедуры, которые создают проблемы для производителей и владельцев бизнеса. «Обувное производство сильно зависит от импорта сырья и оборудования. Иногда требуется слишком много времени, чтобы пройти все таможенные процедуры», — отметил он. Обувная промышленность способна создавать устойчивые рабочие места и способствовать экономическому росту.

Подчеркнув роль экспорта в расширении отечественной промышленности, Эсмаили сказал: «Мы можем создать больше рабочих мест и привлечь больше долларов, при условии, что правительство поможет нам в этом».

Иран является одним из старейших производителей обуви в мире и имеет богатую историю ее производства. Но сегодня «это одна из самых забытых отечественных отраслей. В настоящее время там наблюдается спад, и производители обуви сталкиваются со множеством проблем».

Продукция иранской компании «Дорса» / источник фото: страница @dorsaofficial в Instagram

Между тем, считают иранские предприниматели, обувная промышленность способна создавать постоянные рабочие места и способствовать экономическому росту страны. По словам Али Лашгари, в процессе производства обуви задействовано более 80 отраслей промышленности, в том числе кожевенная (натуральная или синтетическая кожа), текстильная и химическая. «Если мы возродим обувную промышленность, то другие отрасли промышленности также будут процветать», — подчеркнул он. В подтверждение своих слов он приводит примеры Турции, Пакистана, Бразилии, Вьетнама и, конечно, Китая, который сумел обеспечить процветание в этом секторе. 

Что касается Ирана, то при условии помощи со стороны государства и жесткой борьбы с контрабандой, обувная промышленность может создать число рабочих мест, сравнимое с автомобильной промышленностью. Все это настраивает на мажорный лад. А пока остается только надеяться, что дешевые контрабандные китайские кеды не вытеснят качественную и добротную иранскую обувь с витрин иранских же магазинов и изделия изысканных кожевенно-обувных брендов, вроде «Дорса», можно будет увидеть не только на выставках.

 

Материалы по теме:

Можно ли победить контрабанду в Иране?

Иранская черная икра: история взлетов и падений