Сколько жителей Ирана пользуется социальными сетями? Какие приложения популярнее всего? Как и во всем мире, популярные иранские блогеры и создатели Telegram-каналов стремятся монетизировать свои страницы, продавая рекламу. А бизнес, в свою очередь, активно вкладывается в продвижение через соцсети. Разбираемся, как устроен мир социальных медиа в Иране.

Популярные блогеры Фатеме и Мохаммад рекламируют цветочный магазин / источник фото: страница @mohamaad_vf в Instagram

Фатеме сидит в машине на водительском сидении с PlayStation 4 на коленях. «С днем рождения!» — кричит она мужу, когда тот запрыгивает в машину. Восторженный Мохаммад спрашивает Фатеме, купила ли она игры для новой приставки. Но она отвечает: «Нет, потому что не знаю, что именно тебе нравится. Но ты можешь зайти на Play Store и выбрать сам». В следующей сцене Мухаммад танцует под персидскую песню по дороге в Play Store. Это сюжет лишь одного из многих забавных рекламных роликов, которые Фатеме и Мохаммад публикуют на своих страницах в Instagram. Обожаемая пользователями звездная пара уже набрала 930 тыс. подписчиков, рекламируя разные товары — от онлайн-магазинов до магазинов с видеоиграми — с щепоткой иранского юмора.

Фатеме и Мохаммад — не единственная пара, занимающаяся рекламой в Instagram. Другие популярные блогеры, к примеру, Мохаммад Амин Каримпур, также публикуют смешные видео и делают рекламные посты. «Блогеры могут разместить пост с рекламой вашего продукта примерно за 1,137 долларов. Пользователи будут делиться этим постом в Telegram и Instagram. На таких аккаунтах, как @Palange_Irooni, публикация обойдется намного дешевле — приблизительно в 0,35 доллара, но будет удалена через несколько часов», — рассказывает специалист по продажам и маркетингу Фархад. Если просмотреть контент страницы Palange Irooni, набравшей в Instagram более 1,1 млн подписчиков, можно увидеть большое разнообразие товаров — от стоматологических услуг и таблеток для похудения до дизайнерских наручных часов.

Реклама часов на странице Palange Irooni / источник фото: страница @palange_irooni в Instagram

Другие иранские предприниматели сами создают аккаунты в Instagram для продвижения своих брендов и товаров. К примеру, Tezar Plaza — онлайн-магазин, который предлагает столичной элите товары на любой вкус, в том числе наряды известных брендов — от Christian Louboutin до Chanel. В этом магазине вещи продают с наценкой 20 процентов, а также гарантией доставки из Европы в течение 3-14 дней. Tezar Plaza открылся в 2012 году в районе Фереште, известном как «Тегеранский Беверли-Хиллз», однако два года назад владелец магазина Хамед Кмарси перешел на онлайн-платформы. «Я вдруг понял, что мне гораздо удобнее принимать заказы в режиме онлайн. Некоторым нравится работать в магазине, но я предпочитаю все делать из дома», — отмечает Кмарси.

Tezar Plaza — один из тысяч онлайн-магазинов, которые для продвижения используют Instagram. Помимо дизайнерских товаров здесь также предлагают услуги визажиста, маникюр и тату. В Иране работают десятки онлайн-магазинов, посвященных исключительно моде. Традиционно иранцы делают покупки в частных домах, обустроенных под магазины. Такие дома существуют в стране уже десятки лет — главным образом из-за санкций в отношении Ирана. В них создается комфортная атмосфера для покупок. Например, женщины могут снять хиджаб. Кроме того, эти дома позволяют дизайнерам представить уникальные модные наряды без необходимости платить высокую аренду за помещение с большими витринами. С момента подписания ядерного соглашения в 2015 году такие элитные бренды, как Escada и Roberto Cavalli, открыли в Иране магазины, но лишь немногие могут покупать дизайнерскую одежду по западным ценам.

Инстаграм и надомные магазины стали популярным способом делать покупки / источник фото: страница @tanabamdadiofficial в Instagram

До появления социальных медиа торговые дома в значительной степени полагались на рекламу, которая распространялась «из уст в уста» и помогала развивать бизнес. Теперь, с ростом популярности социальных медиа, все эти предприниматели могут рассказывать о своих товарах в Instagram или Telegram. Так, например, сотрудники магазина Anargol, известного своими модными манто, шалями и шарфами, отмечают, что в 2014 году значительная часть успеха была достигнута благодаря социальным медиа.

По словам министра культуры и исламской ориентации, на данный момент в Иране насчитывается 47 млн активных пользователей социальных сетей, что составляет больше половины 80-миллионного населения страны. Хотя Instagram остается популярной в Иране социальной сетью, за последние два года Telegram его обогнал. Иранцы создали больше 100 тыс. каналов на основе своих интересов и часто проводят часы с телефоном, читая и делясь с друзьями картинками и видео, обсуждая досуг, новости и спорт, в том числе любимую в стране тему — политику. Таким образом, на Telegram приходится 40 процентов трафика. 

Реклама магазина Tezar Plaza в Telegram / источник фото: Telegram

Самые популярные в Иране каналы насчитывают от 800 тыс. до 2 млн участников. Как правило, их владельцы зарабатывают при помощи рекламы. Такая практика существует и в других странах. Стоимость рекламных постов на каналах всегда разная и зависит от их репутации, направления и количества участников. Обычно цены варьируются от 70 до 125 долларов за пост, при этом он держится в ленте канала всего два часа, а затем администраторы его удаляют.

Центр развития электронной коммерции Ирана заявляет, что доход онлайн-магазинов, включая такие платежные шлюзы, как Digikala (компания стоимостью 150 млн долларов), в прошлом году составил 18 млрд долларов. И эта цифра даже не включает доход от продаж в Telegram и Instagram. Несмотря на то, что правительству страны известна эта статистика, власти не препятствуют дебатам чиновников на тему возможного запрета Instagram, Twitter и Facebook.

«Папа, пойдем ужинать!» / источник фото: irani3456.blogfa.com

За последние несколько лет консервативные представители власти запустили ряд кампаний, чтобы заблокировать доступ к Telegram, и это осложнило планы властей относительно цензуры. В сентябре этого года в иранском суде открыли дело против создателя мессенджера Telegram Павла Дурова, которого обвинили в том, что его приложение служит площадкой для общения террористов, распространяет безнравственность в виде детской порнографии, содержит информацию о торговле людьми и торговле наркотиками. Дуров ответил на предъявленные обвинения на своей страничке в Twitter, заявив, что его компания заблокировала тысячи каналов и чатов с контентом, связанным с порнографией и терроризмом. 

Будущее онлайн-рекламы в Иране пока неизвестно, однако точно ясно одно — в случае блокировки Telegram иранцы перейдут на другой мессенджер.

И все же, хотя мы живем в веке высоких технологий, некоторые предпочитают «живые» магазины. Сахар, живущая в Исфахане, рассказала, что часто делает покупки через Instagram. «Я купила туфли, пару дисков и даже игрушки для моей 5-летней дочки», — говорит девушка. Она объяснила, что хоть ее семья и друзья любят делать покупки онлайн, они все еще полностью не доверяют этой системе в вопросах качества и возврата товаров. «Я считаю, что большинство людей все еще предпочитает реальные магазины», — отмечает Сахар. 

Источник: al-monitor.com

 

Материалы по теме:

Как Иран справляется без магазинов Apple и Google?

Изоляция и технологии: как санкции помогли Ирану?