По одной из версий, персидское слово sag (перс. سگ), то есть «собака», произошло от seh-yak (одна треть), так как собака якобы на одну треть является человеком. «Иран сегодня» решил узнать, какие еще легенды об этом животном ходили в Древней Персии, когда на этой земле появились собаки и как они помогали человеку.

Статуя бога Митры из Британского музея, собака была его спутником на охоте / источник фото: wikipedia.org

 

Мифы о происхождении собак

Зороастрийцы верили, что все животные появились из очищенного семени первоначального быка. При этом у собаки была особая роль. Ей суждено было защищать человека и его имущество от других диких животных. Кроме того, собака была призвана оберегать людей от злых сил, и в этом нелегком деле ей помогал петух.

Согласно другой легенде, когда Адам и Ева были изгнаны из рая, сатана пришел к зверям и приказал им напасть на пару; его слюна вылетела изо рта, и бог создал из нее двух собак разного пола. Самец пошел охранять Адама, а самка ‒ Еву. Таким образом, началась вражда между собакой и дикими животными.

По другой версии бог сотворил собаку из глины, оставшейся после создания Адама. Такая версия могла стать основанием для древнего поверья о том, что собачьи кости и кожа могут быть привиты человеку. 

Зороастрийцы отводили собаке особую роль в жизни человека / источник фото: vakonesh.com

Еще один миф мог бы объяснить табу на употребление мяса собак. Люди верили, что умершие грешники превращаются в этих животных, поэтому поедание их плоти считалось бы формой каннибализма.

 

Научная версия появления собак в Иране

Фрэнк Хоул, американский археолог и иранист, изучил, как животные были приручены в южной части Персии. Во время раскопок он определил, что, скорее всего, в Хузестане собаки были приручены в 5500 году до н.э. Произошли они от местного вида азиатского волка (Canis lupus pallipes). Кроме того, по состоянию костей археолог сделал вывод, что в некоторых районах собак использовали в качестве еды.

 

Помощник человека во всем

На территории Ирана до становления ислама собака помогала человеку охотиться, пасти скот и сражаться на войне. Персы, греки, ассирийцы и вавилоняне использовали огромных мастифов в своих ударных войсках. В кругах персидской аристократии ценились собаки из Индии. Один из персидских сатрапов Вавилона регулярно тратил на своих индийских гончих доходы, полученные от четырех больших деревень в этом регионе.

Собачьи бои – необычайно жестокое, но до сих пор существующее явление, в том числе в Иране / источник фото: tasnimnews.com

Собак использовали также для развлечения. Древние жители Персии любили проводить собачьи бои. Так что персидское сочетание sag-e karzari (перс. سگ کارزاری), то есть «боевой пес», распространялось не только на животных, участвующих в войне, но и на тех, кого тренировали для собачьих боев.

Высоко ценились охотничьи псы, причем как у знати, так и среди обычных людей. Шахских охотничьих собак одевали в дорогие ткани, вышитые золотом. 

 

Грязное или чистое животное в исламе

Собака в исламе считается грязной, однако использование сторожевых, пастушьих и охотничьих собак не запрещено. Разрешены продажа и покупка таких животных. Однако в некоторых суннитских писаниях есть ограничения относительно использования охотничьих собак, тренированных не мусульманами. Шииты же считают, если сам охотник мусульманин, то нет разницы, кто учил животное охотиться.

Собака незаменима в работе служб спасения, например, Красного Полумесяца / источник фото: asriran.com

 

Собака в «Шахнаме»

В некоторых устных версиях знаменитого эпоса «Шахнаме» Фирдоуси легендарный царь Турана и могучий богатырь Афрасиаб получил свой неукротимый жестокий нрав из-за того, что был воспитан собакой; а змеиный шах Заххак, по некоторым преданиям, был вскормлен волчицей.

 

Собаки и народная медицина

Целитель эпохи Сефевидов Хоссейн Нурбахш в своем труде «Холасат аль-таджарэб» писал, что кости и кожу собак можно пересаживать людям, приводя в пример операцию индийского врача, который пересадил кожу собаки пациенту, страдающему импетиго, серьезным заболеванием кожного покрова.

Молоко собаки считалось сильным противоядием. Кроме того, его давали женщинам в случае выкидыша. А вот собачью мочу использовали при лечении абсцессов и бородавок.

Изображение собаки на иранской миниатюре из «Фальнама» – книги гаданий / источник фото: metmuseum.org

 

Магические животные

Черная собака считалась зверем, обладающим магической силой. Среди иранцев ходили поверья, что тот, кто посмеет навредить животному, будет обречен на несчастье. В Хорасане считали, что убийца собаки потеряет ребенка или будет проклят на семь лет. А вот в Гиляне верили, что, если завоют волки, а собаки начнут им отвечать, на следующий день будет хорошая погода.

Зубы бешеной собаки или язык черного пса считались талисманами, отпугивающими бешенных животных. Также существовало поверье, что, если повесить зуб собаки на шею младенцу, у которого режутся зубки, то это поможет малышу облегчить боль.

Салюки, или персидская борзая, – одна из древнейших пород собак / источник фото: wikipedia.org

Жители Древней Персии верили, что собаки видят злых и добрых духов. Это породило мнение, что они могут предчувствовать возвышение или падение какого-то великого человека. Так, существует версия «Шахнаме», в которой за Ардаширом, бежавшем с наложницей Гульнар от шаха Ардавана, мчался не тур, а собака, как знак переходящей власти:

Вослед им тур понесся, пыль взметая,
Рогами золочеными блистая.
И царь сказал дастуру: «То — они!
Но этот тур что значит? Объясни».
Дастур ответил: «Это знак великий,
Что будет в мире Ардашир владыкой.
То — фарр его. Ты знаменье почти,
Напрасную погоню прекрати!»

 

Материалы по теме:

Пять редких животных и птиц Ирана

Какие домашние животные популярны в Иране?