В Иране фастфуд очень популярен. Кафе и разного рода закусочных с национальным и интернациональным уклоном существует огромное количество. Иногда даже кажется, что иранцы появляются на свет только для того, чтобы стать клиентами разнообразных ресторанчиков быстрого питания, где подают кебабы, сэндвичи, шаурму, пиццу. Каждое фастфуд-заведение находит своего клиента.
Кебабы и сэндвичи всегда популярны / источник фото: mehrnews.com
Фастфуд шагает по стране
В Тегеране соревнование за покупателя между иранскими кафе быстрого питания идет в основном по таким параметрам, как уровень обслуживания и цена. Качество блюд в целом достаточно высокое. Случаи отравления мне неизвестны. Продукты всегда привозятся свежие, обычно столько, сколько требуется на день.
Популярность таких точек быстрого питания у населения вполне объяснима. Действительно, какой смысл что-то изобретать на кухне, если после телефонного звонка в ближайшую к дому точку курьер за доступную цену принесет вам горячую и вкусную еду, сохранившую тепло очага.
Многие мелкие предприниматели отказываются от аренды помещений и ориентируются на доставку еды / источник фото: mehrnews.com
Что интересно, после строительства нового жилого дома в Тегеране, да и в других крупных городах страны, он тут же обрастает гроздью расположенных в зоне прямой видимости разнокалиберных кафе и ресторанчиков. А жильцы каждый день начинают выгребать из своих почтовых ящиков кучи цветных проспектов с фотографиями предлагаемых к доставке блюд. Причем некоторые заведения специализируются именно на доставке, экономя на аренде помещения.
Как в Европе
Не все иранские фастфуды работают по схеме «чем дешевле, тем лучше». Некоторые своими модными интерьерами напоминают европейские или американские рестораны и располагаются в дорогих и престижных районах на севере города. Поход всей семьей в такое чудо «гамбургерной технологии» может проделать прореху в бюджете жителя столицы даже со средним доходом.
Доставка еды – очень популярная услуга / источник фото: mehrnews.com
В одном из таких весьма недешевых европейского вида заведений, расположенном у пересечения улицы Валиаср и шоссе Модаррес, я не удержался и задал вопрос официанту: «На кого же рассчитана эта элитная пиццерия?». Его ответ мне запомнился своей жесткой определенностью: «К нам приходят те, кто хочет на время представить себя где-нибудь в Европе...».
Креативный маркетинг
У иранских рестораторов быстрого питания есть разные способы завлечь в свои заведения гостей. Однажды я стал свидетелем необычного рекламного хода, предпринятого маркетологами для привлечения посетителей в заведение европейского типа с большим залом и столиками, где посетителям предлагались разнообразные бутерброды и безалкогольные напитки. Зная интерес иранцев ко всему иностранному, они на больших зеркальных окнах ресторана поместили рекламу безалкогольного пива под «русским» брендом — «Профессор Варежка Петрович». По-видимому, изобретатель марки использовал весь свой запас знаний русского языка.
Кафе быстрого питания / источник фото: mehrnews.com
Этот рекламный ход сработал и на столах у многих посетителей стояли бутылки с «русским профессорским» пивом. Видимо, услышав русскую речь, сидевшие рядом иранцы поинтересовались, знаком ли я с этим продуктом и насколько он популярен в России? Признаюсь, мне пришлось их разочаровать, сказав, что такое безалкогольное пиво пробую впервые в своей жизни и узнал о его существовании только в этом заведении...
Иранский KFC
Об иранских закусочных и неиссякаемой фантазии владельцев в области маркетинга известно очень много. Например, классическим стал случай, когда на западе Тегерана в 2015 году всего на один день открылся ресторан быстрого питания под всемирно известной маркой KFС. Заведение быстро прикрыли под предлогом того, что рестораторы незаконно использовали логотип известного во всем мире американского бренда — стилизованный портрет основателя сети закусочных КFС, американского полковника Гарланда Сандерса. Вряд ли тут была какая-либо политическая подоплека. Несомненно, это делалось для того, чтобы привлечь в ресторан как можно больше посетителей и гарантировать высокие продажи.
Фастфуд-заведения никогда не пустуют / источник фото: mehrnews.com
Иранская пресса тогда писала, что закрытый властями ресторан «KFC-Халяль» был легально и вполне законно зарегистрирован в Иране на средства местных предпринимателей. Но вот никакого отношения к американскому бренду он не имел. Тем не менее, это не помешало владельцам заведения использовать в рекламе известный всему миру логотип.
Будущее быстрого питания
Курьезы курьезами, но быстрое питание в Иране резко набирает обороты. Как сообщает информационный портал «Bourse&Bazaar», в стране сейчас работает почти 20 000 пунктов быстрого питания. Однако точную цифру привести трудно в связи с существованием единичных брендов. Недавно там начала работу крупнейшая по количеству заведений (1500) неамериканская сеть кафе-пиццерий Telepizza, что может полностью изменить сектор быстрого питания в стране.
Открытие «Телепиццы» в Тегеране / источник фото: tabnak.ir
Фастфуд считается одним из самых привлекательных для инвесторов секторов. По данным того же портала «Bourse&Bazaar», на сегодняшний день иранцы ежегодно тратят около 7 млрд долларов на рестораны и кафе, из которых одна треть составляет расходы на фастфуд. Ожидается, что в следующем десятилетии эта цифра удвоится.
Материалы по теме: