В истории Ирана есть множество примеров, когда кочевые племена, которые проходили через иранские земли на протяжении столетий, побеждали правителей этих территорий и основывали собственные династии. Некоторые из племен продолжали кочевать уже в землях персоязычного ареала, но о борьбе за власть не помышляли. История племенного союза каджаров отличается от двух описанных выше примеров — лишь спустя века после переселения им в тяжелой борьбе с конкурентами удалось занять престол и удерживать его более столетия в турбулентную для истории Ирана эпоху.
Персия в XVIII веке / источник фото: iranpoliticsclub.net
Заодно с шахом
Считается, что каджарские племена впервые попали на территорию Ирана вместе с войсками монгольского правителя Хулагу, однако поселились на территории Анатолии, где признали главенство другого тюркского племени Зу-л-Кадар. Далее версии историков относительно их передвижения расходятся — одни считают, что каджарские племена переселились на территорию современных Азебрайджана и Армении еще в эпоху правления монгольской династии Ильханидов. Другие же считают, что поводом для переселения многих племен из Анатолии на восток стали война двух тюркских династий — Ак-коюнлу и Кара-коюнлу — и поражение последней. Так или иначе, нам известно, что каджары поддержали внука Узун Хасана, пожалуй, самого знаменитого правителя из династии Ак-коюнлу, в борьбе за престол, а после поражения предоставили ему защиту на своей территории.
Часть каджаров, наряду с представителями других племенных объединений, поддержала Исмаила Сефеви в его борьбе за власть. Эти племена стали известны нам под именем «кызылбаши» (qizilbaš, «красноголовые»), названные так из-за характерного головного убора красного цвета. Эти племена быстро восприняли шиизм, причем в той версии, которую в тот момент пропагандировал орден Сафавийя — а сам Исмаил был его главой. Всем известна абсолютная преданность кызылбашей их правителю. Сообщатся, что они шли в бой за своим правителем, который почитался ими как политический, военный, и духовный лидер, без доспехов и верили в неуязвимость Исмаила. Лишь Чалдыранская битва, в которой противостоявшие им османы использовали артиллерию, остановило продвижение кызылбашских армий на запад. Однако именно они помогли Исмаилу основать государство Сефевидов и по праву заняли ключевые позиции при дворе шаха.
Портрет Узун Хасана / источник фото: wikipedia.org
Наместники и миротворцы
При первых Сефевидах одной из важнейших функций кызылбашей было воспитание наследников престола, которого с малых лет отдавали одному из племен. В их руках оказался мощный политический инструмент — огромное влияние на будущего шаха и, соответственно, на политику целого государства. Естественно, за пост «дядьки-воспитателя» велась непримиримая борьба. Однако с воцарением Аббаса I (1587-1629) ситуация изменилась — шах, с детства наблюдавший за интригами глав кызылбашских племен, став полноценным правителем, ограничил их влияние на придворную и политическую жизнь государства.
Каджары, безуспешно участвовавшие в борьбе за роль воспитателей, тем не менее, получали высокие посты при дворе и в регионах. Один из глав племени дважды — в 1555 и 1567 годах — был направлен для заключения мира с османами. Другой представитель каджаров был назначен Аббасом I командиром шахской гвардии. А настоящей вотчиной для каджарских племен стал Карабах, который с 1578 года и до завоевания этих земель Надир-шахом с незначительными перерывами находился в управлении семьи Зийяд-оглы. Другим важным для них регионом был Астарабад — Аббас в стремлении ограничить влияние кызылбашей переселял племена в приграничные регионы. Так шах решал сразу две задачи: Исфахан, столица государства, был в относительной безопасности от своенравных и воинственных кочевников, которые к тому же защищали границы государства.
Аббас I принимает посланника правителя Бухары Вали Мухаммад-хана (фрагмент фрески из дворца Чехель-Сотун) / источник фото: wikipedia.org
Дружба — дружбой?
Начало XVIII века было ознаменовано упадком династии Сефевидов. В 1722 году Исфахан был осажден и взят войском афганского племени гильзаев. Шах Султан-Хусейн был пленен и позже убит, а его наследнику Тахмаспу удалось бежать. Он направился в Мазендеран, объявил себя шахом и планировал собрать силы для ответного удара. Ему на помощь пришел Фатх Али-хан, которого не следует путать со вторым правителем из династии Каджаров, названным в его честь. После нескольких поражений Фатх Али обернулся против своего патрона. Войска Тахмаспа нанесли армии каджаров чувствительное поражение, а сам Фатх Али попал в плен.
Оказавшись в незавидном положении, Фатх Али не нашел ничего лучше, чем покаяться и снова поступить на службу к Тахмаспу, который, как ни странно, оказался благосклонным к предателю. Они направились в Хорасан, где к ним присоединился Надир-кули (будущий Надир-шах Афшар). Очевидно, что два амбициозных полководца не могли ужиться вместе — победа в их конфликте досталась Надиру. В 1726 году ему удалось убедить правителя в том, что Фатх Али в сговор с неприятелем. Тахмасп приказал казнить «предателя», однако его сыну Мухаммад Хасану, который после его смерти стал главой каджаров, удалось бежать и укрыться у туркменского племени йомуд. Сефевидский правитель «в изгнании» не желал восстанавливать против себя всю каджарскую конфедерацию племен, поэтому объявил о том, что не имеет претензий к другим ее членам, однако это не положило конец вражде между Надиром и каджарами.
Крепость Карим-хана в Ширазе, где содержался в плену Ага Мухаммад / источник фото: namehnews.ir
Путь наверх
Мухаммад Хасану удалось заручиться поддержкой йомудов, а также объединить вокруг себя все каджарские силы, при помощи которых он в 1744 году завоевал Астарабад. Надир, в ту пору бывший уже правителем огромного государства, также не забыл старых противников и направил туда армию, которая нанесла войскам каджаров серьезное поражение. Сам Мухаммад Хасан объявился через несколько месяцев в Хорезме вместе с союзниками-йомудами. Там он вновь потерпел поражение и вынужден был спасаться бегством.
После смерти Надира Мухаммад Хасан вновь вернулся на политическую арену и примкнул к Шахруху, внуку великого полководца, который в 1748 году был объявлен шахом в Мешхеде. Каджарам вновь улыбнулась удача, ведь их лидеру удалось стать наместником Астарабада и Гургана. Более того, Мухаммад Хасан сумел расширить подвластную ему территорию, подчинив Гилян и Мазендеран. Поскольку в это время в Иране ни одна династия не обладала фактической властью (как Шахрух, правивший от имени Афшаридов, так и Сулейман II, возведенный на престол в Исфахане как продолжатель династии Сефевидов, были скорее марионетками), то на определенном этапе Мухаммад Хасан стал фактически независимым правителем.
Ага Мухаммад со своим великим визирем Хадж Ибрагимом Калантаром / источник фото: wikipedia.org
Главным соперником каджаров в то время был Карим-хан Зенд, действовавший от имени Исмаила III Сефевида. Борьба между ними шла с переменным успехом, однако в конце концов победить удалось Карим-хану. В этом противостоянии Мухаммаду Хасану мешали разногласия внутри конгломерата. В 1758 году Зендам удалось нанести серьезное поражение войскам Мухаммад Хасана, сам каджарский правитель был убит, а его дети попали в плен. Карим-хан же с легкостью восстановил контроль «Сефевидов» (сам он никогда не называл себя шахом) над большей частью принадлежавшей им территории за исключением Мешхеда, где все еще правил Афшарид Шахрух.
Между тем глава каджаров Ага Мухаммад все еще находился в заключении в Ширазе — столице Зендов. Условия содержания были настолько либеральными, что ему разрешалось выезжать на охоту (впрочем, в этом же самом плену узник был оскоплен). Одна из этих поездок завершилась бегством Ага Мухаммада. Для этого он выбрал удачный момент: здоровье 80-летнего Карим-хана ухудшалось с каждым днем, поэтому, будучи на охоте, пленник регулярно получал донесения от сестры, находившейся при дворе, о состоянии правителя. Как только Карим-хан умер, Ага Мухаммад вместе с братьями сбежал.
Ага Мухаммад захватывает Керман (фрагмент миниатюры) / источник фото: wikimedia.org
Триумф оскопленного
Каджарам сполна удалось воспользоваться конфликтами, начавшимися в государстве Зендов после смерти Карим-хана. Ага Мухаммад собрал новую армию и направился в поход против своих бывших тюремщиков. В 1785 году он осадил и взял Исфахан, а в 1791 году ему покорилась столица Зендов. Как гласят многочисленные источники, после взятия Шираза он велел вскрыть могилу Карим-хана и поместить под порогом своего дворца. Четыре года спустя он захватил Мешхед и убил престарелого Шахруха, а также нанес ряд поражений грузинской армии.
Весной 1796 года в Муганской степи была проведена церемония провозглашения Ага Мухаммада шахом Ирана. Место было выбрано не случайно — именно там проходил курултай, который выбрал шахом Надира. Очевидно, основатель династии Каджаров тем самым хотел показать, что готов превзойти успех великого полководца. Неизвестно, как далеко бы удалось зайти войскам Ага Мухаммада, если бы не заговор, повлекший за собой смерть правителя — он был заколот в собственном шатре. Его наследником стал Баба-хан, более известный нам под именем Фатх Али. Так заканчивалась история кочевого племени каджаров и начиналась летопись династии Каджаров, правителей Ирана.
Материалы по теме:
Исмаил Сефеви: персидский шах, покровитель шиизма и тюркский поэт
История Надир-шаха: как «раб Сефевидов» стал правителем Ирана