Представьте себе, что из всех источников, посвященных, например, христианству или исламу, вам доступны лишь сочинения идеологических соперников этих религиозных систем. Будет ли полноценным ваше представление об этих мировых религиях, если оно основано только на таких текстах? Именно поэтому изучение религиозных течений, находившихся в оппозиции к общепринятому вероучению, представляет собой отдельную сложность. Это высказывание применимо к довольно значимой для истории ислама общине исмаилитов, ведь до недавнего времени нам были известны лишь сочинения, порицавшие это учение. Кроме того, вокруг исмаилитов складывался целый круг легенд и преданий, как в мусульманском мире, так и в Европе. Но насколько правдивыми были эти истории?
Мавзолей Имама Хусейна в Кербеле / источник фото: wikipedia.org
Раскол после раскола
Первая смута в разраставшейся мусульманской общине, начавшаяся из-за разногласий относительно вопроса наследования власти, привела к расколу на два лагеря — сторонников победившего халифа Муавии, получивших позднее имя сунниты, и приверженцев Али, названных шиитами. Последние верили, что истинным правителем мусульман может быть лишь потомок пророка Мухаммада, а так как у него не было наследников мужского пола, то после его смерти общину должен был возглавить ближайший родственник — его двоюродный брат и зять Али.
Шииты считают, что после смерти Али единственными законными правителями мусульманской общины являются имамы — потомки Али от брака с Фатимой, дочерью пророка. Согласно представлениям суннитов, главой всех мусульман является халиф, однако его власть носит лишь светский характер. Шииты же считают, что имам обладает не только всей полнотой светской власти, но еще и является носителем тайного знания, толкователем шариата. Эта способность, с точки зрения шиитов, дарована лишь потомкам Али, так как именно они являются продолжателями рода Мухаммада и, стало быть, носителями его благодати.
Изображение событий в Кербеле в текие Моавен-аль-Мольк в Керманшахе / источник фото: rajanews.com
После мученической смерти третьего имама Хусейна под Кербелой (680 год) его потомки решили воздержаться от активного участия в политической жизни Халифата. Они вели уединенный и благочестивый образ жизни, посвящая себя изучению Корана и хадисов. Однако даже в такой атмосфере возникали конфликты. Один из самых крупных образовался вокруг фигуры преемника шестого имама Джафара Садика. Первоначально он хотел передать власть над общиной своему старшему сыну Исмаилу, однако затем внезапно изменил свое решение в пользу младшего сына Мусы ал-Казима. Некоторые исследователи считают, что причиной тому послужила резкая позиция Исмаила по отношению к власти халифов.
Дальнейшие события приобрели таинственный характер — Исмаил погибает при странных обстоятельствах, а Джафару приходится максимально широко объявлять о смерти сына. Тем не менее, часть сторонников Исмаила не верит в его смерть. Они считают, что он не умер, а ушел в «сокрытие» (ġaybat) и явится лишь в конце времен. Главой своей общины они назвали сына Исмаила Мухаммада. Так среди шиитов произошел раскол, в результате которого образовалось религиозное учение исмаилитов.
Тайный призыв
Исмаилитская община оказалась на положении «чужих среди чужих» — несмотря на то, что в успехе Аббасидской революции огромную роль сыграли шиитские движения, им так и не удалось получить власть в свои руки. Исмаилиты же имели разногласия не только с суннитскими халифами, но и с их, казалось бы, союзниками-шиитами. Поэтому уже на раннем этапе существования общины были сформулированы несколько ключевых для нее правил — сокрытие своей истинной веры (taqīya) и тайная пропаганда своих взглядов, или «призыв» (daʻva).
Золотая монета Абдаллаха ал-Махди / источник фото: wikipedia.org
Удачно была выбрана среда для исмаилитской пропаганды — в первую очередь они ориентировались на наиболее бедные слои населения, которые, несмотря на обещания аббасидских агентов, никак не улучшили своего положения. Исмаилитские проповедники, уповая на скорый приход скрытого имама и начало эры справедливости, активно склоняли многих своих слушателей к вступлению в их ряды и тем самым привлекали к себе внимание со стороны властей.
Расцвет
В 899 году главой исмаилитской общины стал один из потомков Исмаила, принявший имя Абдаллаха ал-Махди. Первым делом он разослал новые инструкции проповедникам — теперь глава общины считался имамом, духовным наследником Исмаила и носителем тайного знания. Естественно, такое изменение доктрины привело к разногласиям в общине, но новый лидер действовал решительно. Пропаганда привела к исмаилитскому восстанию в Сирии, от которого Абдаллах пытался отмежеваться. Не вышло: восставшие были разгромлены, а глава общины, на которого началась охота, вынужден был бежать в Северную Африку, где долгое время выдавал себя за купца.
В Африке больших успехов добился местный проповедник, сумевший склонить на свою сторону берберов из племени Кутама. Пока Абдаллах скрывался от местных правителей Аглабидов, берберы брали город за городом и, в конце концов, после захвата Кайравана, столицы династии, вынудили бежать из страны последнего аглабидского эмира. В 909 году было объявлено о воцарении новой династии Фатимидов (ведущих свой род от дочери пророка Фатимы), а первым халифом стал Абдаллах ал-Махди.
Карта Фатимидского халифата / источник фото: scowlliviz.blogspot.ru
Главной целью для нового государства был захват плодородных земель Египта. Первые попытки делались еще во время правления ал-Махди, однако успеха Фатимиды добились лишь спустя почти 70 лет. Многотысячная армия под руководством Джаухара ас-Сакали, сицилийца греческого происхождения, в 969 году одержала ряд побед и захватила город Фустат. Туда в 972 году прибыл фатимидский халиф и неподалеку основал новую столицу своего государства — Каир.
В Фатимидском государстве исмаилизм объявлялся официальным вероучением, а его приверженцам разрешалось открыто исповедовать свои практики. Именно туда устремились многие рядовые члены исмаилитских общин со всех территорий мусульманского мира. Однако, даже придя к власти, фатимидские халифы-имамы не только не остановили, но и усилили «призыв».
Структура общины
Территория, не находившаяся под властью Фатимидов, была разделена на регионы, именовавшиеся «островами» (jazīra). В каждом из «островов» действовали исмаилитские проповедники — разумеется, каждый из них не мог действовать открыто, ведь с усилением Фатимидского халифата к его агентам было приковано дополнительное внимание. Проповедник выделял из числа своих прихожан особо интересующихся исмаилитским учением и со временем те становились полноправными членами общины.
Современные исмаилиты / источник фото: okhowah.ir
Во главе каждого из «островов» стоял проповедник более высокого ранга — его называли «доказательством» (ḥujjat). У него, в свою очередь, было несколько помощников, один из которых носил титул «сокрушающий» (mukasir), поскольку в его обязанности входило уничтожение старых взглядов новообращенного исмаилита. «Штаб-квартира» исмаилитской пропаганды находилась в Каире, а все «доказательства» подчинялись главному проповеднику.
Новый раскол
Считается, что эпоха Фатимидского халифата была золотым веком в истории исмаилизма. Однако именно к этому времени относится очередное разделение внутри общины. В конце ХI века халиф ал-Мустансир лишил своего старшего сына Низара права наследования и назначил преемником его младшего брата Мустали. Низар не согласился с таким решением и после смерти отца начал вооруженную борьбу за престол. Его соперники взяли верх и казнили Низара, однако часть исмаилитов по-прежнему считала, что именно Низар является законным главой общины. Так в исмаилизме произошел еще один раскол — на низаритов и мусталитов.
Низара поддерживали исмаилиты Сирии, Ирака и Персии, а одним из наиболее известных его сторонников был талантливый проповедник Хасан ибн Саббах. Именно его исмаилитская община получила наибольшую известность в мире и стала источником вдохновения для многих легенд и мифов. Именно ассасины, «безжалостные убийцы», одурманенные наркотическими веществами и речами «старца горы», обещавшего им райские кущи, на долгое время стали «визитной карточкой» исмаилизма, хотя, как мы видим, эти сказки европейских путешественников имеют мало общего с реальностью.
Материалы по теме: