Золотым веком персидской поэзии традиционно называется эпоха, начинающаяся с Рудаки (858-941), «Адама персидской поэзии», и заканчивающаяся временем жизни Джами (1414-1492), которого считают последним персидским классиком. Но литературная жизнь на территории персоязычного мира не закончилась со смертью Джами — поэты находились в постоянном поиске новых форм, смыслов и средств выражения. При дворе Великих Моголов и в Средней Азии получил распространение т.н. «индийский стиль», отличавшийся нарочитой сложностью, а подчас и вычурностью поэтических приемов. Сефевиды покровительствовали религиозной поэзии — придворные поэты слагали стихи во славу шиитских имамов. Другими словами, несмотря на постоянные политические неурядицы, поэзия продолжала жить.
Фрагмент миниатюры 1488 года из поэмы Джами «Юсуф и Зулейха» / источник фото: wikipedia.org
Назад к истокам
Индийский стиль, процветавший за пределами Ирана, в самом Иране был объектом критики. Поэтов, практиковавших его, ругали за нарочитую сложность и повышенное внимание к изобразительным средствам в ущерб смыслу. Реакцией на это стало движение «литературного возвращения» (bāzgašt-e adabī) к стилю великих персидских поэтов — Рудаки, Саади, Хафиза. Автор одного из самых известных сочинений по истории персидской литературы Реза-кули-хан Хедаят отмечал, что к окончанию правления династии Зендов персидская литература находилась в упадке. Другой известный автор Лотф-Али-бек Азар так писал об одном из поэтов нового движения: «Он разорвал цепь стиха, которая долгое время находились в руках недостойных поэтов прошлого и, прилагая огромные усилия, восстановил ее. Разрушив основы стихосложения современных поэтов, он заново выстроил их, согласно заветам великих предков».
Мухаммад Таки Бахар / источник фото: wikipedia.org
Провозгласив возвращение к «великому прошлому» и порвав с индийским стилем, персидские поэты воплотили в жизнь явление, которое исследователи называют «неоклассицизмом» или «неоархаизмом». В поисках новых направлений они обратились к творчеству великих классиков; впрочем, это были не только стихи Хафиза и Саади, но и произведения их предшественников — Фаррухи, Манучехри, Унсури и т.д. В творчестве одного из наиболее ярких представителей движения «литературного возвращения» Муштака можно встретить большое количество «поэтических ответов» на газели поэтов прошлого. Такая поэзия получала поддержку со стороны двора — в поисках легитимности Каджары поощряли авторов, имитировавших стиль поэтов золотого века.
Последний царь
Вторая половина XIX и начало ХХ века отмечена колоссальными изменениями в общественной жизни каджарского Ирана. Страна знакомится с достижениями западной цивилизации, связанными не только с техническим прогрессом, но и с развитием общественно-политической жизни. В иранском обществе появляется новый класс — интеллигенция западного образца. Многие интеллектуалы ведут ожесточенные споры о настоящем и будущем Ирана — о реформе персидского языка, создании институтов народного представительства, ограничении абсолютной власти шаха. Апогеем новых веяний становится Конституционная революция, в ходе которой шах издает указ о создании парламента — меджлиса.
Бахар (второй справа в первом ряду) с группой членов меджлиса, избранного в 1923 году / источник фото: iichs.ir
Поэзия не может оставаться в стороне. Меняются и темы произведений, и язык, на котором говорит поэт. Он больше не ощущает себя придворным панегиристом, восхваляющим своего покровителя, но становится языком народа, говорит о его проблемах, надеждах и чаяниях. Поэзия становится своего рода средством массовой информации.
Звучит парадоксально, но одним из пионеров нового течения становится придворный поэт Мухаммад Таки Бахар. В некотором роде поэзия была его семейным ремеслом — его отец носил титул «царя поэтов» (mālek aš-šuʻarā), т.е. главного поэта при дворе. Сам Бахар унаследовал этот титул после того, как написал касыду в честь восшествия на престол шаха Музаффар ад-дина. Поэт проникается идеями конституционализма и вступает в одно из объединений сторонников перемен. Его политическая карьера развивается успешно — он является издателем и постоянным автором статей в нескольких политических журналах, несколько раз избирается в меджлис, но при этом не обделяет вниманием поэзию.
Нима Юшидж / источник фото: wikipedia.org
Диван его стихов включает в себя произведения классических жанров — вполне вероятно, что, начиная с XII века, никто не написал больше касыд, чем он. Однако тематика его стихотворений имеет мало общего с традиционными «соловьем и розой». Сохраняя характерные для классической поэзии размер и рифму, Бахар пишет стихи на общественно-политические темы. Являясь последовательным сторонником соблюдения персидского поэтического канона и противником внедрения «непоэтических» слов в произведения, Бахар тем не менее считает, что молодые поэты должны экспериментировать с рифмой и размером, а, возможно, вовсе отказаться от подобных «ограничений». Так последний крупный придворный поэт Каджаров, возможно, сам того не желая, становится катализатором огромных изменений в поэтической жизни Ирана.
Новый Адам
Отцом новой персидской поэзии (šeʻr-e now) называют Ниму Юшиджа. Будущий новатор, навсегда изменивший персидский поэтический слог, родился в семье пастуха в небольшой деревне Юш (провинция Мазендеран). В 1907 году его семья переезжает в Тегеран, а сам он поступает в колледж Сен-Луи. Там он изучает персидскую и арабскую литературу, а также французский язык. Обучение в колледже западного образца и владение европейским языком сильно расширило кругозор юноши — он знакомится с произведениями западной литературы. Один из его учителей, Незам Вафа, пробуждает в Ниме интерес к поэзии. Его первые произведения написаны в русле классической персидской поэзии, однако постепенно он отходит от образов и тем, присущих стихам великих поэтов прошлого.
Главные имена персидской поэзии XX века (справа налево): Мухаммад Таки Бахар, Рахи Моайери, Парвин Этесами, Нима Юшидж, Сохраб Сепехри, Форуг Форругзад / источник фото: страница @ashtaraniarghavan в Instagram
Со временем Нима все больше дистанцируется от норм и правил классической персидской поэзии. В 1922 году он публикует «Поэму о поблекшем» (qeṣṣe-ye rang-parīde), которая считается первым произведением, написанным в стиле «новой поэзии». Нима отказывается от метрической системы персидского стиха, «скованного цепями» стихотворного размера и играет с классическими образами. В своей поэме «Сказка» (afsāne) поэт обращается к Хафизу, называя его истории «о вине и чаше виночерпия» обманом и ложью. Сам Нима говорит, что в отличие от знаменитого предшественника, расскажет о настоящей любви.
Поэзия Нимы Юшиджа стала настоящим прорывом в персидской литературе — его стихотворения вдохнули новую жизнь в литературную жизнь Ирана, побудив многих поэтов к новым экспериментам с рифмой, ритмом, темами и образами. Сама по себе «новая поэзия» также известна в Иране под названием «поэзия стиля Нимы» (šeʻr-e nīmāyī), а поэт-первопроходец почитается его многочисленными последователями едва ли не больше, чем Рудаки — авторами классического периода.
Материалы по теме: