Лауреат Нобелевской премии по литературе Элиас Канетти в своей книге «Масса и власть» чрезвычайно точно описывает значение ритуалов, связанных с мученической смертью третьего шиитского имама Хусейна для иранцев: «В эмоциональном плане личность и судьба Хусейна являются центральными для веры, так как представляют собой источник религиозного опыта верующего. Его смерть интерпретируется как добровольное принесение себя в жертву; испытывая его страдания, святые попадают в Рай». Само понятие мученичества, а также сопряженные с ним практики и ритуалы, являются стержневыми для религиозной и политической жизни современного Ирана и в большой степени определяют этическую сторону иранского шиизма.

Ашура в Иране

Источник фото: asriran.com

 

Линия размежевания

Смерть Хусейна и связанные с ней события стали по-настоящему определяющими для ранней истории ислама — она не только повиляла на путь дальнейшего развития мусульманских институтов власти, но и обозначила одну из «точек невозврата» в конфликте в общине «правоверных». Последствия этого раскола, в результате которого в исламе появилось разделение на суннитов и шиитов, ощущаются по сей день.

После смерти пророка Мухаммада, политического вождя, духовного лидера и непререкаемого авторитета для всех мусульман, разгорелись споры о том, кто примет власть над «правоверными». Часть представителей общины утверждала, что единственным правомочным наследником пророка является ближайший родственник-мужчина — его двоюродный брат и зять Али. Позднее они получили название «шииты» (от араб. šīʻat ʻAlī, «группа Али»). Они утверждали, что во время проповеди в местечке под названием Гадир Хум пророк призвал единоверцев присягнуть на верность Али: «Для кого я являюсь господином, для того и Али — господин».

Текие Моавен аль-Мольк в Керманшахе

Сцены битвы под Кербелой и смерть Хусейна изображены в текие Моавен-аль-Мольк в Керманшахе / источник фото: mehrnews.com

Впрочем, победу в этом споре одержали их соперники, утверждавшие, что власть над мусульманской общиной не обязательно должна принадлежать роду Мухаммада. В результате лидером мусульман был избран один из ближайших сподвижников пророка Абу Бакр: его короткое правление открывает эпоху т.н. «праведных халифов» (от араб. xalīfa, «наследник»). Однако подобный шаг не погасил конфликт: он только разрастался при наследниках Абу Бакра — Умаре и Усмане. Последний был заколот в собственном доме, в который после продолжительной блокады ворвались недовольные мусульмане. Одним из их требований была передача власти Али — он впоследствии стал четвертым и последним «праведным халифом». Но это событие, усмирившее недовольных, лишь обнажило противоречия, существовавшие среди мусульман, и привело к полномасштабной гражданской войне. 

 

Первая смута

Противники Али, среди которых было много влиятельных мусульман, в том числе жена пророка Аиша, сконцентрировались вокруг Муавии — жаждавшего мести родственника убитого Усмана. Сами они называли себя «люди сунны и согласия» (араб. ahl as-sunna wa-l-jamāʻ, отсюда пошло наименование «сунниты»). Война между Али и Муавией, названная в мусульманской историографии «Первой смутой» стала полномасштабным конфликтом, затронувшим большую часть мусульман. В ходе этого противостояния произошло несколько кровопролитных сражений, но исход его был решен не на поле битвы. Глава одной из сторон, Али, был заколот в мечети бывшим союзником, а Муавия, уже имевший к тому моменту значительное преимущество, в отсутствие соперника был провозглашен халифом. Так в мусульманском мире началось правление династии Омейядов, которых шииты называют узурпаторами. Легитимность Муавии в глазах мусульман подтверждалась еще и тем, что Хасан, старший сын Али, присягнул ему на верность и отказался от претензий на престол.

Текие Моавен аль-Мольк в Керманшахе

Сцены битвы под Кербелой и смерть Хусейна изображены в текие Моавен-аль-Мольк в Керманшахе / источник фото: mehrnews.com

 

Трагедия под Кербелой

Однако далеко не все мусульмане были согласны с таким развитием событий. Выразителем интересов оппозиции стал Хусейн, второй сын Али, вокруг которого стали собираться сторонники его отца, а также другие несогласные с воцарением Омейядов. Он получил письмо от жителей города Куфы, главного центра поддержки семейства Али. Те просили его придти к ним и возглавить борьбу против узурпаторов. Хусейн отправился в дорогу с небольшим отрядом, а также в сопровождении женщин и детей, но до пункта назначения ему добраться не удалось. Его планы раскрылись и в Куфу были направлены силы для усмирения возможного мятежа, а у местечка Кербела Хусейна настигло войско из 4000 человек, посланное омейядским халифом Язидом I. Долгие переговоры не принесли результатов — лишенные доступа к воде, изнемогавшие от голода и жары сторонники Хусейна приняли бой и были убиты, а женщины и дети взяты в плен. Это был апогей конфликта — мусульмане пролили кровь внука пророка Мухаммада. 

 

Собрания скорби

Эта трагедия произошла в начале месяца Мухаррам по лунной хиждре, а решающее сражение, в ходе которого Хусейн и его сторонники были убиты, пришлось на десятый день — Ашуру (араб. ʻĀšūra). Кровавое окончание борьбы за власть оказало огромное влияние на всю религиозную жизнь мусульманской общины. Как сообщает арабский историк Йакуби, известный своими прошиитскими настроениями, жители Куфы в знак раскаяния о своем предательстве начали плакать и бить себя в грудь, когда увидели пленников (сейчас это один из важнейших ритуалов траурных процессий). 

Ашура

Самоистязание мечами во время Ашуры (Османская империя) / источник фото: wikipedia.org

Ритуалы и практики, связанные с Ашурой, начинают складываться вокруг Зайн ал-Абидина, сына Хусейна. Уцелевший под Кербелой по причине юности и нездоровья, он не принимал участия в политической жизни и обосновался в Медине, где вел благочестивый образ жизни и занимался религиозными науками. Вполне возможно, отстранение от политики и затворнический образ жизни имамов повлияли на сам характер ранних «собраний скорби» (араб. maǰālis at-taʿzīa) — первоначально они проходили в домах самих имамов и не носили публичного характера.

 

Выход в свет

Если во времена правления Омейядов поминания мучеников Кербелы проводились тайно, то пришедшие к власти в 750 году на фоне роста антихалифских и прошиитских настроений Аббасиды, сделали эти мероприятия публичными и поддерживали их на официальном уровне. А в 963 году под патронажем правителя из династии Буидов, которые хоть и сохранили титул и должность халифа, но между тем не скрывали своих симпатий к шиизму, Ашура была официально объявлена в Багдаде днем скорби. Источники сообщают, о закрытых в эти дни рынках города, затянутых черной тканью лавках, а также о многочисленных траурных процессиях, заполонивших столицу. В крупнейших городах Халифата по приказам властей сооружались отдельные помещения для собраний — там чтецы декламировали «истории о мучениках», повествующие в деталях о смерти Хусейна и его сподвижников.

Текие

Текие – специальное помещение для траурных церемоний / источник фото: tehranpicture.ir

 

На государственном уровне

Новый виток распространения ритуалов Ашуры связан с появлением на территории Ирана Сефевидского государства, основатель которого Исмаил I (1487–1524) был главой шиитского ордена Сафавийя. Именно тогда шиизм утвердился в стране в качестве официального вероисповедания, а траурные процессии, получив поддержку со стороны властей, стали регулярными, массовыми и более помпезными. Их участники облачались в костюмы, имитирующие одежды Хусейна и его сторонников, а также разыгрывали сцены на основе событий в Кербеле. Отождествление происходящего с трагическими событиями при Кербеле приобретало и более радикальные формы. Помимо традиционных биения в грудь или заковывания в цепи (подобно выжившим в битве пленникам), многие подвергали себя добровольному самобичеванию. Нанося себе увечья, участники церемоний отождествляли себя с самим Хусейном, который, согласно преданию, умер от многочисленных ран.

Подобные массовые сцены не могли не привлекать внимание европейских путешественников и торговцев, отражавших свои впечатления в травелогах. Российский купец Федот Котов, посетив такую церемонию в сефевидской столице Исфахане, оставил в своем дневнике следующую запись: «А в самои празник ходят по маидану и по улицам и носят гробы, поволочены бархатом, и украшены медью и оловом. А перед теми гробы на верблюдех ездят робята наги, а седят головою к хвосту да вопят ксень» [т.е. «Хусейн» — прим. «Иран сегодня»].

Мистерия «Тазийе» / источник фото: alalam.ir

 

Шиитские мистерии

В середине XVIII века формируется еще один важный элемент траурных церемоний: декламация «историй о мучениках» с одной стороны и возникновение небольших театрализованных постановок с другой дали начало особому действу, которое можно сравнить с христианскими мистериями. В ходе представления, получившего название «Тазийе», воспроизводятся эпизоды из жизни Хусейна и его сподвижников, иногда напрямую не связанные с событиями при Кербеле. Само представление наполнено различными символами: например, Хусейн и его сторонники облачены в зеленое и произносят свои реплики в стихах, а их противники носят красные одежды и говорят прозой. «Тазийе» проводится как на городских площадях, так и в специально устроенных для этого помещениях со сценой (takiye, ḥoseyniye). Сейчас для этих целей используются и театральные подмостки — так, например, одним из первых представлений в первом театре западного образца, открытом по приказу Насер ад-дина Каджара, стало именно «Тазийе».

Ашура

Шествие во время Ашуры / источник фото: mehrnews.com

 

Парадигма Кербелы

Со временем события в Кербеле и связанные с ними церемонии вновь приобрели политическую окраску. Неугодных правителей назвали «Язидами своего времени» — такой «чести» удостаивались и османские султаны, и местные шахи. Со времени Конституционной революции траурные процессии превращались в политические акции, а погибшие революционеры именовались мучениками. В 1977–1979 годах церемонии скорби по погибшим участникам антишахских выступлений перерастали в массовые столкновения с силами правопорядка и привели в итоге к Исламской революции.

В шиитской богословской литературе события в Кербеле приобрели вселенский статус, а мученическая смерть Хусейна стала центральным эпизодом всей истории человечества. В агиографических сочинениях сообщается, что сам он знал о своей грядущей судьбе и сознательно принес себя в жертву на Божьем пути. Люди, участвующие в траурных церемониях и оплакивающие участь Хусейна, противопоставляются его врагам, причинявшим ему страдания. В конце концов, на Страшном суде эти страдания будут искуплены, а притеснителей и узурпаторов настигнет кара.

 

Материалы по теме:

Какие характерные особенности присущи иранскому шиизму?

Как преображается Тегеран во время Ашуры