Мало кто знает об афро-иранском меньшинстве, обитающем на юге страны. А между тем, это 10-15 процентов населения южного Ирана. Современные потомки африканцев уже считают себя иранцами, несмотря на экзотическую внешность. Однако об этой грани этнического разнообразия Ирана по-прежнему известно немного. На поиски корней ирано-африканцев отправился фотограф Махди Эхсаи, который посвятил своему путешествию целую книгу.

Остров Ормуз, Персидский залив, Иран

Жительница острова Ормуз / источник фото: страница @__raaheleh__gh65 в Instagram

На протяжении столетий Иран испытывал влияние самых разных культур и народов. Относительно малоизвестное меньшинство афро-иранцев — как раз «след» одного из таких влияний. Выходцы с Африканского континента начали появляться на территории современного Ирана в XVI веке — через португальцев, которые какое-то время удерживали контроль над островами Персидского залива. Это были рабы и торговцы, а уже в XIX веке — в основном рабы, которые «задерживались» в Иране, когда торговые корабли направлялись к берегам Индийского океана. 

Мало кто знает, но и в Иране существовало рабство, особенно распространенное при Каджарах. Только в 1928 году Реза-шах Пехлеви (1925-1941) специальным законом положил конец этой практике. Требование правительства было однозначным — все люди, находящиеся в рабстве, должны были немедленно получить свободу. В том числе и поэтому для афро-иранцев начинается новая эра — они создают свои особенные общины в тех местах, куда их забрасывала судьба, и порождали новую уникальную культуру. За долгие годы для изучения наследия афро-иранцев было сделано совсем немного. Даже местные жители мало что знают об этой этнической группе. 

Остров Кешм, Персидский залив, Иран

Житель острова Кешм / источник фото: страница @abedinicyrus в Instagram

Фотограф Махди Эхсаи как раз видел свою задачу в том, чтобы заполнить лакуны в истории иранских африканцев. Сын иранских родителей, Эхсаи вырос в Германии. Он считает эту страну своим домом, но его связь с исторической родиной тоже никогда не ослабевала. Именно это «двойное наследие» заставило его исследовать сложность и многогранность иранской культуры, искать в ней такую же «двойную идентичность», как и его собственная.

Путешествие в мир афро-иранцев началось в 2010 году на футбольном матче в Ширазе: «Вторая команда была их Хормозгана. Один из их болельщиков-заводил был темнокожим иранцем, который подбадривал игроков в необычной манере. Я был поражен тем, что болельщики хормозганской команды поддерживали своих ритмичными и веселыми песнями. Я даже решил заснять этот момент на видео», — вспоминает Эхсаи.

Провинция Хормозган, Иран

Провинция Хормозган на карте Ирана (выделена красным) / источник фото: wikimedia.org

С тех пор интерес только возрастал. Фотограф начал последовательно изучать историю африканцев в Иране и собирать их личные и семейные истории. «Все это было настолько интересно, что я взял эту тему для своей выпускной работы, на это меня вдохновил Антон Севрюгин [русский фотограф, живший в Персии при Каджарах — прим. “Иран сегодня”]. Он был одним из первых фотографов в Иране и точно первым, кто снял разные социальные и этнические группы населения. Даже спустя 100 лет его работа очень ценная для исследователей-этнографов», — говорит Махди.

По мнению фотографа, даже будучи «незаметными», афро-иранцы продолжали влиять на культуру целого региона, а также сохраняли свои собственные, перенесенные с африканской прародины традиции, которые проявлялись в одежде, музыке, танцах, устных преданиях и ритуалах. Фотограф хотел задокументировать облик этих людей, которых обычно не ассоциируют с Ираном и которым отведено совсем мало места в его истории.

Книга Махди Эхсаи / источник фото: страница @mahdiehsaei в Instagram

Документация жизни афро-иранцев началась в провинции Хормозган у берегов Персидского залива, где живет большая их часть. Именно здесь селились бывшие рабы, освобожденные по закону Резы-шаха. Однако основное открытие Эхсаи заключалось в том, что на самом деле история африканцев в Иране насчитывает несколько столетий. 

«Я понял, что это несправедливо — не знать о них. Поэтому стал прилагать еще больше усилий, чтобы продвинуться в своем исследовании. В течение первых недель на территории Хормозгана, я очень осторожно подходил к людям, все-таки в Иране есть свои особенность по сравнению с западными странами. Первое время я вообще не делал никаких фотографий, а просто знакомился с местными, наблюдал за повседневной жизнью. Так я погрузился в мир южного Ирана», — рассказывает Махди.

Чадра бандари, Хормозган, Иран

Чадра «бандари» – непременно очень яркая / источник фото: страница @port_kong в Instagram

Документация жизни афро-иранцев заняла два месяца. Это помогло лучше понять, в чем именно проявилось влияние африканской культуры на иранскую: «Известный музыкальный стиль “бандари” происходит от африканской племенной музыки. Эта музыка — важная часть местной культуры, она очень ритмичная и под нее легко танцевать. Есть еще “чадор бандари” — покрывало, которые местные женщины носят вне дома. Его отличают разноцветные узоры, в основном с цветами». Все эти элементы развивались и передавались на протяжении столетий среди населения юга Ирана. Теперь это неотъемлемая часть местной культуры.

«Если не смотреть на цвет их кожи и расселение в определенных местах, они ничем не отличаются от всех остальных иранцев. Они ощущают себя иранцами и им неприятно слышать вопросы об их происхождении. Кто-то из них знает о своих корнях, а кто-то — нет», — говорит Эхсаи.

Девочка из Бендер-Аббаса, Иран

Девочка из Бендер-Аббаса / источник фото: страница @abedinicyrus в Instagram

Так почему про афро-иранцев знают настолько мало? По мнению фотографа, во всем виновато отсутствие информации, ведь если вы не посещаете побережье Персидского залива, у вас почти нет шанса встретить афро-иранца. Если он посещает северные провинции, то его с большой вероятностью примут за туриста или заезжего бизнесмена. 

Юг Ирана подсказал исследователю еще одно ценное открытие — насколько хорошо в этом регионе уживаются и развиваются разные по этническому происхождению культуры, разные языки и народы. Все вместе на протяжении столетий они создавали уникальный «сплав», определяющий ни на что не похожий облик южного Ирана.

Книга Эхсани вышла в Германии, вызвав огромный интерес читателей и СМИ. Он сам был поражен тем, насколько широкий отклик она получила. 

Источник: The Tehran Times

Музыка бандари

 

Материалы по теме:

Полупустой и завораживающий остров Ормуз

Кешм — неизвестная сторона Персидского залива