Итальянский путешественник Пьетро делла Валле, проведший много лет на Востоке и в том числе в Сефевидском государстве, писал в своих заметках, что «в Персии нет ни одного крупного хозяйства, при котором бы не было грузинских рабов». Европеец довольно точно подмечает тенденцию — именно во времена Сефевидов количество переселенцев с Кавказа в Иране значительно возросло. При этом далеко не все из них оставались на положении рабов — некоторые сделали блестящую административную или военную карьеру.

«Армия Сефевидов ведет грузинских пленников», узор на текстиле / источник фото: wikipedia.org

 

Первая встреча

Изначально Сефевиды появились на политической арене как шиитско-суфийское братство, еще не помышлявшее ни о военных походах, ни тем более о владении целым государством. Ситуация изменилась, когда главой братства стал шейх Джунайд — религиозная организация приобрела большое количество последователей и стала гораздо более военизированной.

Преемник шейха Джунайда, Хайдар, начал открытое противостояние с Ширваном, а также с его патроном — государством Ак-Коюнлу (1468-1501), самым мощным игроком на политической арене того времени. Причиной конфликта стали походы Сефевидов на Северный Кавказ против «неверных» народов Черкесии, Грузии и Дагестана. Правитель Ширвана не мог себе позволить вмешательства братства в дела подконтрольных ему территорий — в результате его войска совместно с армией Ак-Коюнлу разбили силы Хайдара, а сам он погиб под Дербентом.

Границы державы Сефевидов / источник фото: wikipedia.org

 

На одной стороне

Считается, что грузины сражались вместе с армиями кызылбашей на стороне основателя Сефевидского государства Исмаила (1487-1524). Однако первое крупное пленение и переселение из Грузии относится ко времени правления шаха Тахмасба I (правил 1524-1576). Тогда в результате экспедиции 1554 года на Кавказе около 30 тысяч человек были переселены в Иран. В основном это были женщины и дети, занявшие места в гаремах шаха и элиты. Казалось бы, такая «непочетная» участь для женщины могла иметь неожиданные последствия. Часто привезенные в царский гарем грузинки добивались значительного влияния при дворе. Например, как минимум четыре сына Тахмасба были рождены от грузинских наложниц, а его дочь Зейнаб-бегум, рожденная от жены-грузинки играла важную роль при дворе нескольких правителей. Некоторые историки полагают, что уже позже, в XVII веке, королевой-матерью при дворе была либо грузинка, либо черкеска.

Основные же массы были переселены уже во время правления шаха Аббаса I (1587-1629). Невозможно точно определить число переселенных с Северного Кавказа (как и установить их этнический состав) после кампаний 1614 и 1616 годов. Придворный историк Искандар-бек Мунши сообщает, что 15 тысяч семей были переселены в город Фарахабад в Мазендеране, чтобы развивать хозяйство в этом регионе.

Мечеть в Фарахабаде / фото из личного архива автора

 

Новые возможности

Шах Аббас, взошедший на трон в юном возрасте задумал провести целую серию реформ, которые были призваны в том числе изменить соотношение сил в государстве. Едва не став жертвой интриг глав кызылбашских племен в детстве, возмужав, он решил ограничить их всесильность. Основой могущества кызылбашей были подчиненные только им военные силы их племен. Именно поэтому Аббас затеял военную реформу, целью которой было создание лояльной только ему армии.

Частью военной реформы стало привлечение в состав новой армии северокавказских переселенцев. Грузины и черкесы поступали на военную службу и стали частью, например, созданного Аббасом корпуса мушкетеров. Более того, было создано специальное подразделение, в состав которого входили только «куллар» («рабы», qollar) — то есть переселенцы, которые перешли в ислам и поступили на военную службу. А глава этого корпуса, сразу получал значимое положение при дворе. Делла Валле сообщает, что во времена Аббаса в армии служили 30 тысяч грузин.

 

Первый после шаха

«Он был одним из самых могущественных людей в государстве и обладал огромным терпением, скромностью и целомудрием», — писал Искандар-бек Мунши об Алаверды-хане, одном из выдающихся государственных деятелей эпохи шах Аббаса. Его путь к вершинам власти начался с пленения — он попал в Иран вместе с другими соплеменниками после одного из походов Тахмасба. Уже при Аббасе он принял ислам и поступил на военную службу в тот самый корпус «куллар».

Бюст Алаверды-хана в Исфахане / источник фото: wikipedia.org

Через некоторое время Аббас доверяет вчерашнему безвестному иноверцу весьма серьезное и опасное задание — участие в убийстве регента Муршид-кули-хана Остаджлу, который и посадил Аббаса на престол. После успеха миссии Алаверды-хан получает в управление один из районов неподалеку от столичного Исфахана и впоследствии делает головокружительную военную карьеру — становится «куллар-агасы», главой корпуса бывших иноверцев.

Еще одно назначение не заставило себя ждать — довольно скоро Алаверды-хан становится наместником Фарса. Это становится знаковым решением Аббаса — бывший иноверец получает статус, которого до этого удостаивались лишь кызылбаши. Шах таким образом дает понять, что вожди племен больше не могут рассчитывать на прежние преференции и высокое положение. А новый назначенец подавляет выступления недовольных. Алаверды-хан участвует не только в военных операциях внутри государства, но и ведет кампании за рубежом — шах назначает его верховным командующим армией, которая берет Герат, занятый войсками узбеков. Он также находится в центре событий и на западном фронте, где вверенные ему силы наносят ряд поражений Османам.

Мост «33 пролета» / источник фото: khajoohotel.com

Традиционно для высших чинов государства Алаверды-хан оказывает патронаж строительству. Самым знаменитым памятником, сооружению которого способствовал успешный военачальник безусловно является мост в Исфахане, названный в его честь [впрочем, большинство знает его под названием «Си-о-се» (перс. «Тридцать три») — по количеству секций]. Кроме того, под его патронажем строятся плотина, фортификационные сооружения, базар, а также богословская школа для известного ученого Муллы Садры.

Смерть Алаверды-хана становится настоящей трагедией для правителя — шах Аббас лично присутствует при процедуре омовения тела покойного и наносит визит семье своего ближайшего соратника для того, чтобы принести соболезнования. Похороны также проводятся с королевским размахом. Для усыпальницы Алаверды-хана выделяется место рядом с мавзолеем имама Резы — одной из главных шиитских святынь, что безусловно отражает важность безвестного в прошлом иноверца для шаха, которого потомки впоследствии наградили титулом «Великий».

 

Материалы по теме:

Исмаил Сефеви: персидский шах, покровитель шиизма и тюркский поэт

Кызылбаши и их роль в истории Ирана