Над тем, что и как «говорил Заратустра», в Иране до сих пор размышляют не меньше великого философа Ницше. И если его книга «для всех и ни для кого», то Авеста, наверное, — не для каждого и не для случайного. Что принимают на веру зороастрийцы современности?

Пророк Заратуштра

Изображение Заратуштры из храма огня в Йезде / источник фото: wikipedia.org

 

Вера «на исходе»

«За древностию лет» установить точную дату появления зороастризма не представляется возможным. По одной из версий, когда жил и проповедовал Заратуштра (или Зороастр), мир еще не знал имени Александра Македонского (356-323 годы до н.э.), а по другой — династию Ахеменидов уже сменили Селевкиды [македонская династия, объявившая себя наследницей азиатской империи Македонского в 312 году до н.э. — прим. «Иран сегодня»]. Версий много, но, так или иначе, британская исследовательница Мэри Бойс называет приблизительную цифру три с половиной тысячелетия назад. Такой почтенный возраст самой древней религии откровения (т.е. посланной через пророка) отнюдь не делает ее историей.

На сегодняшний день в мире проживает около 200 тысяч последователей зороастризма. Из них, по разным оценкам, от 25 до 50 тысяч живут в Иране, что делает его вторым после Индии по численности этой религиозной группы. 

Церемония в зороастрийском храме Тегерана, Иран

Церемония посвящения мобеда (зороастрийского священнослужителя) / источник фото: seratnews.com

 

Учение «по существу»

По современным меркам небольшие религиозные общины зороастризма — гебров в Иране и парсов в Индии — являются наследниками религиозных традиций двух когда-то значительнейших ветвей протоиндоиранцев: иранцев и индийцев-индоариев. Несмотря на некоторые различия, основа их учения одна — представление об Ахура-Мазде («Мудром Господе»), которого Заратуштра провозгласил «единственным несотворенным богом, существующим вечно, творцом всего благого, включая всех других добрых и благих божеств». Ему противостоит Анхра-Манью («Злой дух»), источник всего злого и темного, то есть небытия. Мир и сердца людей — арена их борьбы.

Уже в зороастризме появляется идея свободного выбора между добром и злом и воздаяния каждому по его поступкам, что впоследствии нашло свое продолжение в трех крупных конфессиях — христианстве, иудаизме и исламе. Впрочем, зороастризм обогатил не только мировые религии, но и культуры. В частности, подарил Ирану официальный новый год.

Зороастрийский храм в Йезде

Зороастрийский храм в Йезде / источник фото: navid24.com

 

Вызовы призыву веры

Хотя в Иран и новый год не приходит без зороастрийской традиции [Ноуруз — иранский новый год, пришедший из зороастризма; празднуется 21 марта — прим. «Иран сегодня»], история зороастризма в этой стране однозначной не была. Первым серьезным ударом стало арабское завоевание, принесшее на земли Ирана не только новую письменность, но и новую систему взглядов — ислам [в 637 году арабы взяли столицу сасанидского Ирана, Ктесифон, а к 651 году почти весь Иран оказался под властью Арабского халифата — прим. «Иран сегодня»]. 

С тех пор зороастризм, который мог бы претендовать на роль мировой религии, стал постепенно терять своих последователей в Иране. Не способствовали его популяризации и процессы эмиграции, а так же межконфессиональные браки, потомство в которых отдавало предпочтению исламу. 

Моление в зороастрийском храме селения Чак-Чак / источник фото: asriran.com

 

Верное пламя

И все же отстоять очаги веры — как в прямом, так и в переносном смысле — удалось традиционным зороастрийским центрам Ирана — городам Керману и Йезду. Зороастрийцы Йезда, защищая священный для них огонь от постоянных набегов, выстраивали свои дома как крепости. Такую узнаваемую застройку города отмечали еще первые европейские путешественники, впрочем, говорили они и об особой чистоте Йезда.

Дело в том, чистота — один из ключевых принципов зороастрийского учения. Как тогда, так и сейчас, последователи зороастризма уделяют особое внимание очищению — как личному, так и окружающему. Отсюда омовение перед молитвой, особые маски, препятствующие осквернению дыханием священного огня, а так же отсутствие обрядов захоронения или сжигания — во избежание осквернения любой из стихий природы. Последняя традиция держалась весьма долго, и лишь под нажимом шаха Резы Пехлеви (1925-1941) зороастрийцы стали постепенно отказываться от специальных «башен молчания», где умерших оставляли на открытом воздухе, и стали прибегать к захоронению в зацементированных гробах.

Зороастрийское кладбище в Тегеране

Зороастрийское кладбище в Тегеране / источник фото: isna.ir

 

От зарождения к возрождению

Однако едва ли первая половина ХХ века реально пошатнула позиции зороастрийцев в Иране. Скорее — наоборот. Помимо традиционных центров и их окрестностей, где реставрировались старые зороастрийские храмы, вроде Гахамбар-хане, и строились новые, зороастрийцам был открыт путь и в столицу. По данным исследовательницы Мэри Бойс, между 1945 и 1965 годом численность зороастрийцев в Йезде уменьшилась почти наполовину, впрочем, настолько же прибавилась в Тегеране. А еще ранее в 1925 году первому зороастрийскому официальному депутату Кею-Хосрову Шахроху удалось добиться принятия в меджлисе (парламенте) официального употребления зороастрийских имен для названия месяцев солнечного календаря.

В этот же период, к середине столетия, зороастризм пережил настоящее возрождение. Ведь во время правления последней династии шахов Ирана Пехлеви (1925-1979) зародилась своеобразная мода на зороастризм: религиозная символика стала украшать государственные учреждения, мусульмане охотно отдавали своих детей в зороастрийские школы. Сами же зороастрийцы начали занимать высокие должности в государственном аппарате и получали офицерские чины, что раньше было невозможно. А уже в конце 1930-х годов шиитское духовенство объявило в специальной фетве, что зороастрийцы находятся под защитой ислама.

Зороастрийский храм в Тегеране

Зороастрийский храм в Тегеране / источник фото: morahem.com

 

С «нового дня»

На сегодняшний день зороастрийцы имеют такой же набор прав, как и другие религиозные меньшинства Ирана. За ними закреплено одно место в парламенте, предоставлена возможность содержать собственные школы и детские сады, отдельные кладбища, а также создавать культурные и спортивные объединения. Узнать о них, впрочем, не трудно. Ведь религиозные меньшинства Ирана сегодня могут осваивать не только духовное, но и медиапространство. Достаточно полистать издания «Берасад» и «Амордад».

Отыскать же самих зороастрийцев в Тегеране тоже не слишком сложно. Вот, по крайне мере, два адреса: зороастрийский храм (атешкаде) неподалеку от улицы Фердоуси, прямо напротив армянской церкви Сурб Аствацацин; и зороастрийский комплекс на востоке столицы, в районе Техран-Парс. 

 

Материалы по теме:

Какая религия у иранцев предшествовала зороастризму?

Путеводитель по зороастризму: три эры мироздания