В центре Москвы на Старом Арбате с 15 по 18 марта проходила выставка-ярмарка, посвященная Ноурузу. «Иран сегодня» посетил мероприятие, чтобы рассказать своим читателям, что же там было.

Мероприятие было организовано Посольством Таджикистана при поддержке Правительства Москвы. В нем приняли участие Азербайджан, Индия, Иран, Турция, Узбекистан и Таджикистан. На церемонию открытия ярмарки-выставки приехали поздравить с наступающим Ноурузом представители министерств и ведомств России, а также посольств стран, где отмечают этот весенний праздник. 

Гостям мероприятия не приходилось скучать: они слушали традиционную музыку народов Центральной Азии и Ближнего Востока, подпевали, наслаждались кинолентами, чтением стихов на различных языках и модным показом традиционных костюмов. 

Нужную атмосферу создавали расставленные по периметру миниатюры иранца Махмуда Фаршчияна и развешенная на стенах серия работ таджика Махтобшо Майбалиева.

Алина Вестфрид встречает гостей мероприятия

Посетители могли с легкостью забрать частичку весеннего праздника с собой. Для этого надо было всего лишь приобрести какую-нибудь безделушку на ярмарке. Например, куколку в традиционном наряде или даже таджикский красный тюрбан для жениха или длинное бисерное колье для невесты.

На иранском стенде были представлены детские сказки, написанные по мотивам знаменитого эпоса Фердоуси «Шахнаме». Среди них легенда о том, как возник праздник Ноуруз.

На соседнем столе красуются брутальные кинжалы из Таджикистана. Продавец рассказывает «Ирану сегодня», что они созданы потомственными мастерами: «Секреты своего дела таджикские кузнецы передают из поколения в поколение. Каждый кинжал уникален по-своему. Посмотрите на этот экземпляр. Подставка выполнена из рога горного барана Марко Поло, а рукоятка кинжала — из рога быка».

Поодаль играют на свету украшения из Афганистана и керамические Муллы Насреддины.

Из ремесленных работ представлены керамические гранаты, с азербайджанскими, персидскими, турецкими и израильскими узорами, персидские хатамкари и минакари, ковры и металлические кувшины. А выглядят они так, будто в каждом сидит джинн и ждет, как бы поскорее выполнить три заветных желания.

На ярмарке можно было приглядеть себе какое-нибудь оригинальное обновление для гардероба: от пуховых платков до кофточек с узором икат.

Вещи из коллекции Ляйсан Юмагузиной / источник фото: страница @ikat_me в Instagram

Сильно выделялся бренд таджикского дизайнера Ляйсан Юмагузиной ikat_me. Чем он интересен? Вся коллекция выполнена в стиле икат, традиционного таджикского узора. Ткань с таким узором до сих пор создается вручную, а нити красятся исключительно натуральными красителями. Хлопковые чапаны, то есть таджикские кафтаны, украшенные икат, выглядят стильно даже в сочетании с обычной футболкой и джинсами.

Восточная ярмарка не будет восточной без сладостей. На празднике можно было попробовать турецкую пахлаву, иранские финики, российский мед и обязательную для Ноуруза сладость — «саману» по-персидски или «суманак» по-таджикски.

«По одной из легенд, суманак появился следующим образом. Когда-то давным-давно кочевники с Востока осадили один город-крепость на берегу Амударьи. Все припасы в городе закончились. Людям нечего было есть. Но они не хотели сдаваться врагу. Вдруг один военачальник увидел, как проросла из земли пшеница. Он отдал приказ солдатам собрать ростки и варить их до тех пор, пока они не будут сладкими. Так и сделали солдаты. Отведав получившееся варево, люди почувствовали невероятный прилив энергии. С еще большей силой они стали отбивать атаки врага, пока тот не отступил», — поделился с «Иран сегодня» легендой один из участников выставки.

Кстати, саману, или суманак — это один из главных символов Ноуруза. Он входит в праздничный стол Хафт-син и символизирует святость и плодородие. Для народов, отмечающих Ноуруз, Хафт-син — как новогодняя елка. Он состоит из семи символов, название которых начинается с буквы «син» и символизирует ту или иную человеческую ценность. Например, чеснок, или «сир» — это символ природы и народной медицины; уксус, или «серке» — символ мудрости и долголетия; пророщенная пшеница, или «сабзе» — символ вечного возрождения природы. Такой стол был и на выставке. Он встречал и провожал гостей. Задавал праздничный настрой и напоминал: весна уже на пороге, скоро и в Москве будет тепло.

Источник фото: личный архив автора

 

Материалы по теме:

Мифические корни и царские обычаи древнего Ноуруза

Ноуруз — главный праздник иранского народа

Иранские новогодние персонажи: кто такие Хаджи Фируз и Аму Ноуруз?