«Я бы сказал, что зависимость от Запада подобна болезни, как холера или обморожение. Но нет. Она подобна насекомым на пшеничных полях. Вы видели, как они заражают пшеницу? Они делают это изнутри. Зерно может выглядеть целым снаружи, но это лишь кожица — изнутри оно повреждено». Это отрывок из книги «Поражение Западом» одного из самых влиятельных иранских писателей ХХ века Джалала Ал-е Ахмада. Как и многие его современники, писатель отличался не только на литературном поприще, но и активно участвовал в политической жизни Ирана — подчас его влияние на идеологическую обстановку в стране было едва ли не более важным, чем его литературный талант.

Джалал Ал-е Ахмад / источник фото: iichs.ir

 

На религиозном фоне

Ал-е Ахмад родился в 1923 году в Тегеране в религиозной семье выходцев из Мазендерана. Как писал он в своей автобиографии, «религии посвятили свою жизнь мой отец, старший брат и другие родственники». Считается, что интерес отца к духовной жизни возрос после того, как его торговые дела пошли на спад и он разорился. Сам будущий писатель с ранних лет работал на базаре — был помощником часовщика и торговца маслом, а по вечерам втайне от семьи посещал занятия в университете «Дар ал-Фунун».

Писатель также сделал попытку обратиться к религии — в 1944 году он отправился в знаменитый теологический центр в городе Неджефе в Ираке. Однако он не смог продолжить обучение там после знакомства с работами Ахмада Касрави, публициста, известного своими антирелигиозными взглядами. Вернувшись из Неджефа, Ал-е Ахмад поступил в Тегеранский педагогический университет, который закончил по специальности «Персидская литература». К этому периоду относятся первые литературные опыты писателя — в 1945 году выходит его первый рассказ «Паломничество» (Ziyārat), а в феврале 1946 года печатается его первый сборник рассказов «Визит» (Dīd va bāzdīd).

День свадьбы Ал-е Ахмада и писательницы Симин Данешвар / источник фото: citytomb.com

 

В поисках идеологии

Еще до поступления в университет Ал-е Ахмад стал членом коммунистической партии «Туде». По инициативе нового шаха Мухаммада Резы, пришедшего к власти в Иране в 1941 году, началась либерализация общественной и политической жизни — было выпущено множество заключенных, неугодных предыдущему шаху, были разрешены запрещенные ранее политические объединения и партии. Люди, отстраненные от политической жизни, вернулись в игру.

Партия «Туде» была одной из наиболее влиятельных сил в политике послевоенного Ирана. Имея колоссальную финансовую поддержку со стороны СССР, партия стремительно прирастала новыми членами и представлялась главной альтернативой политике шаха. В конце 40-х годов большая часть культурного бомонда Ирана так или иначе была связана с «Туде» — ее членами или симпатизантами были ведущие писатели, поэты и публицисты страны. Впрочем, многие из них постепенно теряли интерес к партии из-за ее открытой просоветской ориентации. По этой же причине покинул ряды «Туде» Ал-е Ахмад.

Лидеры Национального фронта Ирана (1963) / источник фото: wikimedia.org

В начале 1950-х место главной оппозиционной силы в Иране заняло движение «Национальный фронт», главой которого был харизматичный премьер-министр Мухаммад Мосаддык. Ал-е Ахмад становится членом партии «Третья сила», входившей в это объединение, и активно включается в политическую борьбу за национализацию нефтяной промышленности Ирана — этот вопрос был главным в тогдашней повестке дня. После организованного в 1953 году британской и американской разведками переворота против Мосаддыка Ал-е Ахмад отдаляется от политики, а сюжет о борьбе иранцев за национализацию нефти он раскрывает в вышедшем в 1954 году романе «История ульев» (Sargozašt-e kandūhā), где рассказывается о пчелах, которые отчуждаются от производимого ими меда.

 

Особый путь

Побывав участником двух крупнейших оппозиционных партий западной ориентации, Ал-е Ахмад покидает политику, однако не отстраняется от общественной жизни. Следующим этапом эволюции его мировоззрения становится критика антирелигиозных интеллектуалов, в рядах которых он сам недавно состоял. Ал-е Ахмад считает, что представители интеллектуальной элиты не смогли продвинуть модернизм в современном иранском обществе и поэтому Ирану необходимо обратиться к своему исламскому наследию. Используя ирано-исламский бэкграунд, государство сможет построить современное общество.

Обложка современного издания рассказов Ал-е Ахмада / источник фото: naghshnegin.com

Развивая эти идеи, Ал-е Ахмад начинает критиковать западный путь развития и западную цивилизацию. В 1962 году выходит его книга «Поражение Западом» (Ġarbzadegī), в которой он пишет о важности сохранения историко-культурных особенностей Ирана и невозможности навязывания в стране западных культурных стандартов. Ал-е Ахмад пишет, что иранская цивилизация подчиняется западным машинам, вместо того, чтобы самостоятельно наладить их производство. Иран, как считает писатель, должен перестать потреблять западные товары, иначе он рискует превратиться в «мусорную свалку Запада». «Поражение Западом» проникает во все стороны жизни иранцев, а единственной незагрязненной частью культурного наследия Ирана является шиизм.

Уже после смерти Ал-е Ахмада в 1969 году его идеи проникают в политическое поле. «Отравленная культура империализма проникает в наши города и деревни по всему мусульманскому миру. Она замещает собой культуру Корана и нанимает нашу молодежь на службу иностранцам и империалистам», — писал в 1971 году будущий лидер революции аятолла Хомейни. Так писатель, в начале жизни склонявшийся к секуляризму и сотрудничавший с левыми и националистическими силами, в конце концов стал одним из главных идеологов Исламской революции.

 

Материалы по теме:

История Мосаддыка: как ЦРУ свергло иранского премьера

Шуубия: как борьба за равенство в халифате привела к иранскому национализму