«Знай, о сын, что если станет так, что попадешь ты в везиры, то умей отчитываться, разбирайся в делах и народах. Умей хорошо вести дела, с повелителями своими будь правдив, воздавай должное благодетелю своему. Не желай все забрать себе, ибо говорят: кто желает всего, тот все и утратит. Всего тебе не дадут. Если на время тебе и дадут, то потом с тебя стребуют. Если вначале малое спустят, то потом не спустят. Потому оберегай добро господина». Такой совет дает правитель Кей-Кавус, автор знаменитого зерцала «Кабус-наме», своему сыну. Царь был далеко не одинок в своих советах — о мудром и справедливом советнике мечтали многие династии, а о самых лучших из них слагали легенды.

Знаменитые предшественники

Титул визиря известен еще с доисламских времен — такие же функции выполнял и главный советник правителей из династии Сасанидов. Самым знаменитым сасанидским визирем по праву считается Бозоргмехр, служивший при дворе Хосрова I Ануширвана, в эпоху, которую называют золотым веком государства Сасанидов.

Изображение Хосрова Ануширвана в здании тегеранского суда / источник фото: wikipedia.org

Среднеперсидские и в большей степени новоперсидские источники сохранили массу легенд о мудрости, справедливости и смекалке Бозоргмехра. Одной из самых известных историй повествует о появлении в Иране шахмат. В этой истории Хосров получает в подарок от индийского правителя неизвестную иранцам игру с просьбой разгадать ее правила — именно шахиншах должен быть самым мудрым человеком государства. На разгадку Хосрову было дано 4 дня, но уже на третий день Бозоргмехр справился с этой задачей. Более того визирь придумал свою игру, ставшую предшественницей нардов. Здесь уже пришлось потрудиться индийским мудрецам, однако никто из них не сумел понять ее правила, а их правителю пришлось заплатить Ирану большую дань.

Иранская профессия

Аббасидская революция, произошедшая в 750 году и приведшая к власти в Халифате новую династию, кардинально изменила положение дел в мусульманском государстве. Аббасиды, взошедшие на престол на волне антиомейядских и антиарабских настроений, не могли не вовлекать в политическую и культурную жизнь государства своих союзников — представителей неарабского населения Халифата (в первую очередь, иранцев). Это оказывает серьезное влияние на все сферы жизни мусульманского государства.

Иранцы начинают играть важную роль в бюрократическом аппарате Аббасидского государства. Там они почти что оккупируют класс «людей пера» (ahl-e qalam): занимают посты писцов, казначеев и даже визирей. Занимая должности в системе, они приносят туда сложившиеся в период Сасанидов методы управления и придворные обычаи. Многие ученые справедливо утверждают, что сама система Аббасидского двора была создана их иранскими служащими.

Бозоргмехр играет в шахматы с индийским посланником / источник фото: wikipedia.org

Из рода Бармака

Одной из самых знаменитых династий иранских государственных служащих были представители рода Бармакидов. Раннемусульманские историки сообщают, что основатель рода Бармак был жрецом в зороастрийском храме в городе Ноубахар, неподалеку от Балха. Жрецом он, по всей видимости, был, но не зороастрийским, а буддийским. На это указывает и его имя, происходящее от санскритского pramuka («глава»), и этимология названия города Ноубахар, восходящая к санскритскому nava-vihāra («новый монастырь»).

В сочинении «Сообщения о Бармакидах» рассказывается о том, что Бармак принял ислам и пользовался большим уважением у Омейядских наместников. Бармак представлен как обладающий большими познаниями в медицине, астрологии и даже наделенный даром предвидения. В сочинении приводится легендарная история, в которой Бармак видит проходящего мимо представителя рода Аббасидов и говорит своему сыну Халиду, что именно к этому роду в скором времени перейдет власть.

Халид активно участвует в аббасидской пропаганде в Гургане, Табаристане и Рее, прикрываясь торговой деятельностью. Когда армии Абу Муслима покидают Хорасан и отправляются на запад для свержения Омейядов, Халида назначают ответственным за распределение военной добычи. Позже он удостаивается приема у первого аббасидского халифа ас-Саффаха, который, как сообщается, из-за красноречия Халида принимает его за араба. Позже потомок Бармака делает блестящую административную карьеру: он служит одновременно в диванах (министерствах) армии и налогов, а впоследствии из-за интриг визиря удаляется от двора, но служит наместником Фарса, а позже Табаристана.

Аббасидский халифат при Харун ар-Рашиде (786—809) / источник фото: wikipedia.org

Взлет и падение

Сын Халида Яхья с ранних лет посвящает себя административной работе, помогая отцу управлять делами в городе Рей, а затем также служит воспитателем Харуна, наследника престола. Придворные интриги сказываются и на положении Яхьи: халиф ал-Хади хочет лишить Харуна права на наследование престола, в результате чего все его сподвижники отправляются в заточение. После смерти ал-Хади Харун все же восходит на престол, принимая тронное имя ар-Рашид, и делает Яхью своим визирем.

Правление Харуна ар-Рашида становится апогеем влияния семьи Бармакидов. Сыновья Яхьи Фадл и Джаʻфар были важными государственными деятели, а сам Яхья занимал пост визиря в течение 17 лет. Фадл назначается наместником Хорасана, где, как сообщается, проявляет себя как блестящий администратор и благоустроитель. Он строит постоялые дворы, каналы и мечети.

Падение Бармакидов, которых часто обвиняли в равнодушии к нормам ислама, было столь же внезапным, как и взлет. Все начинается с убийства Джаʻфара по приказу халифа, а затем в заключение попадают Яхья и другие его сыновья. Огромное имущество Бармакидов конфискуется, а избежать халифского наказания удается лишь младшему поколению — внукам Яхьи. 

Харун ар-Рашид принимает делегацию в Багдаде. Картина Юлия Кёкерта, 1864 / источник фото: wikipedia.org

Бармакиды, являвшиеся творцами «золотого века» Аббасидского халифата, становятся первой в целом ряде семей «государственных мужей», ставших жертвами придворных интриг на протяжении истории исламской цивилизации. История этого семейства отнюдь не нова: творцы бюрократической системы, поднявшиеся на самую вершину власти, позже становятся жертвами обстоятельств, собственной недальновидности, а зачастую и самой выстроенной ими системы.

 

Материалы по теме:

Династия Саманидов: как эмиры Аббасидов стали покровителями персидской культуры

Как персидский язык повлиял на арабский?