«По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена. Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша», — описывает происхождение скифов Геродот. В «Повести временных лет» говорится, что князь Олег отправился в поход на греков, взяв с собой «множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки „Великая Скифь“». А в сочинении «Сказание о Словене и Русе» приводится версия о том, что предками русского народа являются князья Словен и Рус, потомки князя Скифа. Так кем же были знаменитые ираноязычные кочевники и великие воины скифы?

Карта расселения скифов во II веке до н.э. / источник фото: wikipedia.org

 

Боевое имя

Существуют несколько версий происхождения этнонима «скиф». Большинство ученых возводят происхождения слово *skuta, самоназвание скифов, к индоевропейскому корню со значением «стрелять». Геродот пишет, что скифы называют себя именем Skolotoi в противоположность тому, как их называют греки (Skýthai). По всей видимости, версия «отца истории» не совсем верна — оба эти названия являются разными версиями одного и того же названия, а форма Skolotoi является диалектной. Наименование скифов также приводится в аккадских источниках в двух вариантах — Áš-gu-za-a-a и Iš-ku-za.

Первое достаточно надежное упоминание скифов в письменных источниках связано с их походами на Ближний Восток. Это имя приводится в ассирийских «Анналах» царя Асархаддона, где скифы, главой которых называется царь Ишпакай, выступили союзниками восставших против ассирийского господства из государства Манна, а также поддержавших их мидян. Эти события относятся к 680–678 году до н.э. По всей видимости, Ишпакай погиб в одном из сражений с ассирийцами и следующим вождем скифов стал Партатуа (в греческих источниках — Претотий). Он отмежевался от восставших и провел переговоры с ассирийцами, в результате которых было заключено соглашение о браке Партатуа с дочерью Асархаддона.

Рельеф с изображением царя Асархаддона и его матери в храме бога Мардука / источник фото: wikipedia.org

 

Первое царство

Влияние скифов в регионе сильно возрастает. Геродот утверждает, что скифы «господствовали» в Передней Азии: «В течение двадцати восьми лет, скифы властвовали над Азией, и за это время они, преисполненные наглости и презрения, все опустошили. Ибо, кроме того, что они с каждого взимали дань, которую налагали на всех, они еще, объезжая страну, грабили у всех то, чем каждый владел». К этому времени относится существование скифского царства Ишкуза, которое локализуется либо в западной части современного Азербайджана, либо на северо-западе современного Ирана (в районе озера Урмия).

Выступая в качестве союзника Ассирии, скифы участвовали в военных кампаниях против их соперников. Так, царь скифов Мадий был направлен в Малую Азию для войны с киммерийцами. Благодаря этому походу скифы становятся известны греческим авторам. Впоследствии скифам удалось в буквальном смысле спасти своих союзников-ассирийцев. В 623 году до н.э. была организована мощная коалиция, одним из мощнейших участников которой была Мидия. В результате столица Ассирии Ниневия была осаждена, но тут на помощь пришли скифы во главе с «Мадием, сыном Прототия», который «напал на мидян и победил их».

Десятилетие спустя мидийские войска вновь пошли войной на Ассирию. Видимо, уже на пути следования туда они встречаются со скифами, спешащими на помощь ассирийцам. Царь Мидии Киаксар преуспел в дипломатии: ему удалось уговорить Мадия присоединиться к их выступлению против Ассирии. Силы коалиции осадили Ниневию и в августе 612 года до н.э. ассирийская столица пала. В районе 604 года до н.э. сообщается о том, что скифы пошли еще дальше и вместе с вавилонянами вторглись в Палестину, а в 600 году до н.э. египетскому фараону Нехо с большим трудом удалось остановить их войска.

Скифский конный воин / источник фото: wikipedia.org

 

У Чёрного моря

Благодаря греческим авторам нам хорошо известна деятельность скифов в северном Причерноморье, откуда в VII веке до н.э. они вытеснили киммерийцев. К третьей четверти VII века до н.э. относится время основания греческих колоний на Чёрном море. На протяжении следующего столетия отношения между колонистами и кочевниками были достаточно мирными, к тому же греческие поселенцы установили достаточно прочные торговые связи с населением региона.

Однако к концу шестого столетия скифы начинают вести более агрессивную политику в Причерноморье. Они предпринимают первую попытку завладеть греческими поселениями в регионе. К первым десятилетиям V века до н.э. во многих поселениях появляются оборонительные сооружения, что несомненно указывает на опасность военного вторжения. В конце концов, экспансия скифов привела к тому, что им удалось установить политический контроль над греческими колониями в северо-западном Причерноморье и западном Крыму.

 

Иранцы против иранцев

По одной из версий, причиной усиления скифов в Крыму стал поход Дария I против них. Диодор Сицилийский пишет, что, подчинив Азию, ахеменидский царь захотел подчинить и Европу. «Его безграничное желание основывалось на уверенности в силах персов; он желал в своих замыслах захватить весь обитаемый мир, думая, что будет позором, если цари, его предшественники, победили наиболее сильные нации, а он, располагающий могущественными армиями, каких никто до него не имел, не совершит поступок, достойный упоминания», — пишет историк.

Знатный персидский всадник / источник фото: wikipedia.org

Огромная армия Дария перешла к Дунаю и форсировала его по сооруженному понтонному мосту. По Чёрному морю шел большой персидский флот. Скифы понимали, что в одиночку им не справиться с могучим ахеменидским войском и потому призвали другие племена объединиться — часть племен ответила на это согласием.

Однако масштабной войны скифов с Ахеменидами не получилось — кочевники вступали в бой крайне неохотно и пользовались своей знаменитой тактикой «выжженной земли». Армия Дария достаточно долго преследовала скифские силы, постепенно истощая собственные ресурсы. В итоге ахеменидским силам пришлось вернуться домой ни с чем, а кочевой характер скифов прекрасно описывается в диалоге между посланником Дария и скифским царем Иданфирсом:

— Зачем вы убегаете от нас, скифы? Если вы считаете себя сильнее — вступайте с нами в бой. А если вы слабее — пришлите нашему владыке «землю и воду» и покоритесь.
— Мы не убегаем от вас, персы. Мы просто кочуем по своим степям, как привыкли с давних пор, — насмешливо улыбнулся Иданфирс.

 

Материалы по теме:

Держава Ахеменидов: первая империя в мировой истории

На кухне Дария Великого: как связаны еда и политика?