«Персы имели обширные земли и были выше всех других народов и считали себя лучше всех... После того, как они были побеждены арабами, они поднялись на борьбу против ислама, но Бог не дал им победы. Среди их вождей был Санбад, Муканна, Остадсис и Бабак и другие», — писал в своем труде, посвященном различным верованиям и сектам на территории мусульманского мира, знаменитый законовед из Андалусии Ибн Хазм. Этот факт примечателен тем, что поднимавшиеся на борьбу «персы» восставали не только под антихалифскими лозунгами, но и вели за собой соратников под религиозными лозунгами. Одним из вождей таких восстаний был Бабак, получивший прозвище Хуррами.

Памятник Бабаку в Нахичевани / источник фото: wikipedia.org

 

Иранское происхождение

Разные авторы приводят свои версии даже относительно настоящего имени Бабака — основными являются варианты Хасан и Абдаллах. Его отец был родом из Ктесифона, бывшей столицы империи Сасанидов, который арабы называли «Мадаин» (араб. «два города», название дано по причине того, что с одной стороны Тигра находился город Селевкия, а с другой — сам Ктесифон). Его отец работал там разносчиком масла, а позже переселился в селение Билалабад в провинции Азербайджан, этнический и языковой состав которой сильно отличался от современного. Местное население принадлежало по большей части к иранским этносам, а основным их языком был ныне вымерший азари.

Средневековый историк Вакид пишет, что отец Бабака после его рождения умер от ран, полученных в одном из локальных сражений. После смерти отца мать Бабака вынуждена была работать нянькой, а сам Бабак — пастухом. Также сообщается, что мать стала свидетелем одного из чудес, произошедших с его сыном. Однажды Бабак спал под деревом и из каждого корня его волос сочилась кровь. После того, как он проснулся, на его теле не было ни единого кровавого следа. Тогда его мать сказала: «Я вижу, что у моего сына есть великая цель!».

 

«Счастливая религия»

Движение хуррамитов, которых также называют «хуррамдиниты» (xurrām-dinān, перс. «последователи счастливой религии») впервые упоминается в сообщении от 742 года, в котором говорится, что аббасидский эмиссар был отстранен из-за того, что принял их веру. По всей видимости, хуррамиты участвовали в восстании Абу Муслима, которое привело к свержению династии Омейядов. Сменившие их Аббасиды, воспользовавшись поддержкой различных антихалифских движений, не спешили делиться лаврами со своими вчерашними союзниками. Руководитель восстания Абу Муслим был убит по приказу халифа. Его смерть стала сигналом того, что Аббасиды не собираются церемониться с теми, кто привел их к власти.

Территория, подконтрольная Бабаку и его сторонникам (желтый; красным показана область, где правил Мазияр из династии Каринидов, также противник халифата) / источник фото: wikipedia.org

Первое восстание, в котором участвовали хуррамиты, началось в Рее в 755 году под руководством жреца Сумбада. Сумбад был одним из приверженцев Абу Муслима, поэтому тяжело воспринял его смерть. В самом восстании, начавшемся из-за отказа Аббасидского халифа от обещания отмены налогов, участвовали как мусульмане-шииты разных направлений, так и зороастрийцы и представители разных локальных сект. Выступление было довольно быстро подавлено.

Более успешным было восстание Муканны в Согдиане в 777 году. Оно довольно быстро распространилось на территории Мавераннахра и давало отпор присланным войскам халифа. Сам руководитель восстания, получивший прозвище Муканна (muqannaʻ, «облаченный в покрывало»), как сообщается, из-за того, что скрывал свою необыкновенную красоту, объявил себя инкарнацией Бога. Эта роль, как он утверждал, была дарована ему после смерти Абу Муслима. Однако несмотря на мощную поддержку и религиозную пропаганду, восстание было подавлено. Но полностью устранить людей, последовавших за Муканной, не представлялось возможным.

 

Награда за гостеприимство

Историк Вакид сообщает о конфликте двух влиятельных и богатых людей — Джавидана и Абу Имрана. Оба они тогда жили в горной местности вокруг горы Базз и сражались за контроль над местной общиной хуррамитов. Однажды Джавидан был застигнут врасплох снежной бурей и вынужден был искать ночлега в Билалабаде. Там он пришел к дому матери Бабака. Та из-за своей бедности смогла лишь разжечь огонь, чтобы незваный гость погрелся. Бабак в это время присматривал за лошадьми Джавидана. Затем Джавидан послал Бабака за едой, вином и кормом для лошадей, а после его возвращения они поговорили. Джавидан был так впечатлен юношей, что попросил его мать забрать Бабака с собой. Мать согласилась, а Бабак стал управлять землями своего покровителя. Так он примкнул к хуррамитам.

Далее сообщается, что конфликт между Джавиданом и Абу Имраном не утихал. В одном из сражений войско Джавидана были разгромлено, а сам он получил ранение. Через три дня он скончался. Вдова пришла к Бабаку, чтобы сообщить об этом, а сам он должен был на следующий день объявить о кончине лидера перед всей хуррамитской общиной. Также вдова Джавидана сказала Бабаку, что именно он должен занять место ее покойного мужа и возглавить хуррамитов.

На следующий день Бабак объявил о кончине Джавидана, а его вдова рассказала о последних словах мужа. Тот сообщил ей, что после его душа после смерти переселится в тело Бабака (хуррамиты верили в переселение душ), а, значит, юноша должен возглавить общину. Все присутствующие присягнули ему на верность, а затем состоялась церемония бракосочетания Бабака с вдовой Джавидана.

 

Восстание

Уже будучи главой хуррамитов, Бабак начинает подготовку выступления против халифа — он объезжает соседние территории и ищет там союзников. Восстание начинается в 816 году и довольно быстро охватывает весь Азербайджан. Аббасидский халиф Мамун на первых порах не уделяет должного внимания выступлению Бабака. После долгой борьбы за престол со своим братом Амином он занят укреплением своей власти и подчинением Багдада, который поддерживал его противника. Сам халиф до 819 года находится в своей ставке в Мерве.

Город-крепость Базз (крепость Бабака) на севере Ирана / источник фото: wikipedia.org

На вершине успеха под контролем хуррамитов оказывается не только весь Азербайджан, но и части Армении, Аррана, Хорасана и Фарса, а занятость войск халифа в войне с Византией и подавлении восстания в Египте помогла восставшим укрепить свою власть. Ситуация изменилась после смерти Мамуна и восшествии на престол Мутасима. Тот заключает мирный договор с Византией и сосредотачивает свои силы на покорении хуррамитов. Войско Бабака терпит поражение в открытом сражении (до этого хуррамиты использовали в основном небольшие вылазки) под Хамаданом. Самому руководителю восстания удается добраться до своей ставки в Баззе, где он начинает набирать новую армию.

Халиф Мутасим, пытаясь увеличить боеспособность своей армии, проводит военную реформу. По ее итогам самые боеспособные подразделения начинают комплектоваться воинами тюркского происхождения. Главнокомандующим армии становится талантливый полководец Афшин. Он направляется в Азербайджан для разгрома восставших.

После поражения под Хамаданом авторитет Бабака был сильно подорван. Многие союзники отворачиваются от него, а веровавшие в его божественную сущность постепенно теряют свою веру. Афшин успешно продвигается по территории Азербайджана и, в конце концов, осаждает Базз. Бабак, видя безвыходность положения, просит у полководца гарантию собственной безопасности от халифа, а когда Афшин отправляет гонцов в столицу, сбегает из Базза, переодевшись в платье купца. Однако побег не удается. Проходя по территории Армении, он останавливается у своего давнего союзника князя Арцаха, однако тот выдает его Афшину. Полководец доставляет его в резиденцию халифа, где и происходит казнь Бабака. Судьба Афшина, подававшего восстание, также была незавидной — его влияние настолько возросло, что халиф начал опасаться мятежа со стороны военачальника. Афшин был арестован и умер в заключении.

Поражения Муканны и Бабака были важными вехами в религиозной истории Ирана. Эти восстания были не просто антихалифскими, они имели религиозный подтекст — восставшие исповедовали некую смесь из зороастризма, маздакизма, а зачастую и шиизма. Поражение восставших привело к затуханию этих культов и распространению на этих землях ислама.

 

Материалы по теме:

Шуубия: как борьба за равенство в халифате привела к иранскому национализму

Иранские Бармакиды: творцы «золотого века» Аббасидского халифата