Лозунг «Каждый месяц — мухаррам. Каждый день — Ашура. Каждое место — Кербела» не раз звучал как во время Исламской революции в Иране, так и на многочисленных демонстрациях в честь ее победы. Не все знают, что эта идея была выдвинута задолго до событий 1979 года и принадлежала Али Шариати — социологу, историку и философу, которого называют идеологом Исламской революции.

Али Шариати / источник фото: mozakhraf.ir

 

Шиитский марксист

Шариати родился в деревне Кахак неподалеку от города Себзевара в семье религиозного деятеля. Его отец Мухаммад-Таки был мусульманским ученым и в 1947 году открыл в Мешхеде Центр пропаганды исламских ценностей. Это название не должно смущать — Мухаммад-Таки находился тогда под влиянием марксистских идей, достаточно популярных не только на Западе, но и на Востоке, что придавало мероприятиям, проводимым центром, политический окрас. Позже участники этих мероприятий активно включились в движение за национализацию нефтяной промышленности в Иране.

Сам Шариати, поступив в педагогическое училище в Мешхеде, тоже увлекся западной философией и социологией, а также работами мусульманских модернистов Джамал ад-дина Афгани и Мухаммада Икбала. Окончив училище, он начинает преподавать, а также основывает студенческий политический кружок. Политическая деятельность приводит Шариати к первому аресту. 

В 1953 году, уже будучи студентом Университета Мешхеда, он вступает в Национальный фронт, поддерживавший премьер-министра Мосаддыка. После переворота и свержения Мосаддыка Шариати становится одним из основателей Движения национального сопротивления, за что в 1957 году вместе с другими членами организации снова попадает в тюрьму.

Шариати вместе с женой и детьми / источник фото: wikipedia.org

 

Во французской стороне

Несмотря на проблемы с законом, вызванные политической деятельностью, Шариати получает стипендию на обучение в университете Сорбонны. Там он слушает лекции ведущих социологов и мыслителей Франции и участвует в студенческих движениях, пик которых приходится как раз на 1960-е годы. Шариати сотрудничает с алжирским и конголезским освободительными движениями — во время одной из демонстраций его сильно избивают полицейские, а после акции в поддержку Патриса Лумумбы — задерживают.

Как и в Иране, активная политическая жизнь Шариати во Франции не мешает его научной работе. Он переводит на персидский работу Че Гевары «Партизанская война», а также сочинения Жана-Поля Сартра. Также он увлекается учением социального философа и революционера Франца Фанона и активно пропагандирует его среди иранской диаспоры во Франции. Шариати также изучает идеи христианской теологии освобождения, пытаясь применить их к шиитскому исламу.

 

Нет у революции конца

Получив степень в Сорбонне, Шариати возвращается в Иран, где его вновь арестовывают — на этот раз за антимонархическую деятельность во Франции. После освобождения он становится преподавателем Университета Мешхеда, а через некоторое время переезжает в Тегеран, где начинает читать лекции в «Хосейние Эршад» — учебном центре, привлекавшем для работы религиозных мыслителей, выступавших не с традиционных позиций шиитского духовенства. Лекции Шариати пользуются огромной популярностью — на него собираются полные залы, а записи его выступлений распространяются подпольно.

Шариати с коллегами в «Хосейние Эршад» / источник фото: wikipedia.org

В своих выступлениях и сочинениях Шариати развивает идеи «красного шиизма» как религии борьбы с социальной несправедливостью, притеснением и тиранией, противопоставляя их «черному шиизму», контролируемому монархами и духовенством, которые навязывают его массам. По утверждению Шариати, пророк Мухаммад был послан не просто для того, чтобы принести людям новую религию, но для того, чтобы создать динамическое общество, находящееся в состоянии перманентной революции. Али восстал против халифов не потому, что они узурпировали власть, а потому, что они предали истинную сущность ислама. А имам Хусейн трагически погиб под Кербелой, сражаясь за восстановление исходного посыла новой религии.

В своих работах Шариати использует традиционную исламскую лексику и обращается к событиям раннего периода истории ислама. В частности, его привлекает фигура Абу Зарра, одного из сподвижников Мухаммада. Вслед за арабскими левыми мыслителями Шариати называет его первым социалистом. Также Шариати придает новое звучание привычной, казалось бы, мусульманской терминологии: в его учении джихад, война за веру, превращается в революционную борьбу, а моджахед становится воином революции. Термин «мученик» означает не просто погибшего на пути веры, но героя революции. Он описывает имама Хусейна как Че Гевару первых веков ислама, дочь пророка Фатиму как страдающую за сына-революционера мать, а сестру Хусейна Зейнаб как женщину, сохранившую и передавшую дело революции. Шариати называет ислам не просто верой или религией, но политической идеологией.

Обложка одного из томов досье, которое агенты САВАК собрали на Али Шариати / источник фото: iichs.ir

Такая популярность лекций Шариати не могла не привлечь внимание САВАКа, тайной полиции. Его несколько раз арестовывали за критику режима, а срок последнего заключения составил 18 месяцев. Он был отпущен только после публичных выступлений в его поддержку, в том числе от лица международных структур. После освобождения Шариати было разрешено покинуть Иран, и он переехал в Англию. Там через три недели после отъезда он скончался от сердечного приступа, как сообщает его биограф. Впрочем, внезапная и таинственная смерть яркого мыслителя и оратора вызывала подозрения о причастности к ней агентов САВАК.

«Необходимо пояснить, что мы подразумеваем под исламом. Под этим мы подразумеваем ислам Абу Зарра, а не халифов. Ислам справедливости и праведного руководства, а не правителей, аристократов и высшего класса. Ислам свободы, прогресса и сознательности, а не смирения, рабства и угнетения. Ислам моджахедов, а не духовенства. Ислам борьбы за веру, общество и научное знание, а не капитуляции, догматизма и некритического подражания духовенства», — этому учил Шариати.

 

Материалы по теме:

Ал-е Ахмад: как сторонник Запада и коммунистов стал идеологом Исламской революции

Как культ мученика стал основой шиитского учения в Иране