«Революция пожирает своих детей». Это высказывание одного из деятелей Великой французской революции Жоржа Жака Дантона излишне часто используется для описания отношений между вчерашними соратниками по «общему делу». Эти слова можно применить и к Абу Муслиму Хорасани, обеспечившему успех аббасидскому восстанию против правящей династии Омейядов, но вскоре пострадавшему от новой власти.

Омейядский халифат / источник фото: wikipedia.org

 

Свободный раб

Источники называют разные места рождения Абу Муслима — некоторые пишут, что он родился в Мерве, другие говорят, что в Исфахане. Вопросы вызывает и происхождение будущего лидера революции. Приводятся версии, что его звали Ибрахим, а его происхождение восходит к роду великого визиря Сасанидов Бозоргмехра. Другие пишут, что его звали Бехзадан. Есть также версия, что по происхождению он относился к семье Али. Все эти предположения кажутся в разной степени сомнительными, но точно можно сказать, что имя Абу Муслим, под которым он и стал известен, он получил от Аббасидов, когда присоединился к их движению.

Памятник Абу Муслиму Хорасани / источник фото: wikipedia.org

Большинство источников согласны с тем, что Абу Муслим вырос в Куфе — давнем центре противодействия Омейядам. Политика этой династии, направленная на дискриминацию неарабского населения Халифата, в том числе новообращенных мусульман, что, по мнению недовольных, не соответствовало принципу равенства всех правоверных, который провозглашался еще пророком Мухаммадом. Притеснения касались не только не арабов, но и шиитов разных мастей, а также приверженцев племени Хашимитов. По одной из версий, Абу Муслим был рабом проповедника идей Аббасидов в Куфе, а позже был передан руководителю аббасидской пропаганды в Хорасане. Тот впоследствии освободил раба и нарек его Абу Муслим.

В такой атмосфере шиитский призыв поддержать семью Пророка набирал новых сторонников. Аббасиды воспользовались этим, слегка изменив содержание этого лозунга. Их пропагандисты утверждали, что главой мусульман необязательно должен быть член семьи Али (об этом говорили шииты), но любой человек, который происходит из рода пророка Мухаммада. Таким образом, Аббасиды, утверждавшие, что их род восходит к дяде пророка Аббасу, обосновывали свои претензии на власть.

 

На восток

Аббасиды понимали, что Иран, и в особенности Хорасан, является благодатной почвой для их пропаганды. Восточная провинция Халифата была далека от столицы Омейядов, а арабское влияние там было достаточно низким. Кроме того, Хорасан был местом возникновения сразу нескольких религиозно-политических движений, пик активности которых пришелся на Аббасидскую революцию и первые столетия правления новой династии.

Восстание Аббасидов / источник фото: majzooban.org

В марте 747 года Абу Муслим назначается главным представителем Аббасидов в Хорасане и начинает вести пропаганду в Мерве. Там за достаточно короткий период времени ему удалось сплотить вокруг себя достаточное количество людей, недовольных политикой Омейядов. Он призывал их носить черное в знак приверженности семье пророка и разжигать большие костры на их собраниях (некоторые исследователи видят в этом зороастрийское влияние).

 

Третья фитна

В июне 747 года Абу Муслим открыто выступает против омейядского халифа Марвана II. Надо заметить, что посланник Аббасидов был далеко не единственным выразителем недовольства текущей властью. Как бы заодно с ним, но не единым фронтом, выступали войска под руководством Джудайи ал-Кирмани. Также в регионе активные военные действия и пропаганду вели хариджиты. С первым, в конце концов, Абу Муслиму удалось договориться, а хариджитов ему удалось разбить. В результате к концу 747 года сторонники Аббасидов заняли Мерв, а в 748 году захватили Тус и Нишапур.

Халиф не сумел сразу отреагировать на восстание Абу Муслима, несмотря на то, что наместник Хорасана неоднократно просил о помощи. Во-первых, антихалифские выступления в этом регионе происходили довольно часто, а во-вторых, у Марвана II были, казалось бы, более серьезные проблемы в самом сердце ислама — он был вынужден вести боевые действия с хариджитами, захватившими Мекку и Медину. Как показало время, халиф недооценил силу восставших. Аббасидские войска занимали город за городом, а в 749 году им удалось взять Куфу. В октябре того же года туда прибыл Абу-л-Аббас Абдаллах, глава аббасидского дома. А через месяц он был провозглашен халифом и принял титул «Саффах» («щедрый», по другой, менее популярной версии — «проливающий кровь»). Последняя попытка Марвана остановить восставших была предпринята в 750 году. 25 января армии Омейядов и Аббасидов сошлись в решающем сражении на берегу реки Большой Заб в Ираке. Омейядские войска потерпели поражение, а халиф вынужден был бежать в Сирию, а затем в Египет, где и оборвалась его жизнь.

Аббасидский халифат и империя Омейядов в 755 году / источник фото: wikipedia.org

События, получившие в мусульманской историографии название «Третья фитна» (первой называли войну Али и Муавии, второй — кровавое подавление выступления Хасана, сына Али), привели к власти династию Аббасидов. Однако далеко не всем их сторонникам нашлось место в новой политической жизни. Так, фигура Абу Муслима, чьими силами было организовано восстание в Хорасане, начала вызывать опасения халифа. Абу Муслим был очень популярен на востоке государства, где некоторые считали его едва ли не воплощением Бога. В 755 году он был вызван в столицу Аббасидов, где во время аудиенции у халифа был убит. Так новая власть, обещавшая править по-новому, расправлялась со своими вчерашними союзниками.

 

Материалы по теме:

Династия Саманидов: как эмиры Аббасидов стали покровителями персидской культуры

Иранские Бармакиды: творцы «золотого века» Аббасидского халифата