«Достать пытался Хварно // Тур, негодяй Франхрасьян, // Из моря Ворукаша // Нагой, одежды сбросив, // Достать пытался Хварно, // Которым завладели // Грядущие и бывшие // Цари арийских стран», — гласит один из гимнов Авесты, священной книги зороастрийцев. Главным героем этого фрагмента является одно из самых могущественных созданий Ангра-Майнью Франхрасьян — мифологический «предок» туранского царя Афрасиаба, главного врага Ирана в великой эпической поэме Фирдоуси «Шах-наме».

Книга «Шах-наме»

 

Хозяин подземной крепости

В Авесте Афрасиаб изображается как главный враг иранской расы, а его постоянным эпитетом является слово mairya- («обманчивый, злодейский») Он живет в подземной крепости из металла, которое носит название Ханкана. Зороастрийская традиция сообщает, что его обитель — подземный железный дворец с сотней колонн, в тысячу раз превышающий рост человека. Его жилище было освещено звездами, солнцем и луной, созданными самим хозяином.

Авеста — священная книга зороастрийцев

Также поздняя зороастрийская литература представляет Афрасиаба наряду с Дахаком (Заххак из «Шах-наме») и Александром созданиями Ангра-Майнью, посланными для уничтожения Ирана. В одном из текстов даже говорится, что они были сотворены бессмертными, однако Ахура-Мазде удалось расстроить планы своего главного противника. Авеста описывает постоянные неудачные попытки Афрасиаба захватить божественный фарр (авест. xᵛarnah), то есть добиться власти над иранскими землями. Ради этого он приносит в жертву 100 лошадей, 1000 быков и 10000 баранов богине Ардвисуре Анахите, покровительнице воды, чтобы добиться ее помощи. Афрасиабу ненадолго даже удается заполучить фарр, когда по сюжету иранцы просят его помощи для уничтожения опасного соперника. Позже этот сюжет приводится и в «Шах-наме».

Сцена из «Шах-наме»: пленного Сиявуша привели к Афрасиабу

Смерть Афрасиаба в зороастрийской традиции наступает благодаря божеству Хаоме — он совершает жертвоприношение богине скота и лошадей, за что та дарует возможность заковать противника в цепи. Его доставляют Кави Хаосраве, который убивает его на берегу озера (в поздней традиции ассоциируется с озером Урмия), чтобы отомстить за смерть своего отца (этот сюжет также позже встречается в «Шах-наме»).

 

Царь Турана

В «Шах-наме» Фирдоуси трансформирует образ Афрасиаба — тот становится правителем Турана, главного соперника Ирана. Самые отважные и сильные витязи обеих сторон сражаются на протяжении второй части эпической поэмы, которую исследователи называют «героической». Главной силой Ирана, управляемого царями из легендарной династии Кеянидов, является род богатыря Сама, внук которого, Рустам, является самым главным иранским богатырем. На стороне Турана также сражаются могучие воины, а во главе войска идет сам Афрасиаб.

Сцена из «Шах-наме»: противостоящие армии Ирана (возглавляемая Кай Хосровом) и Турана (под командованием Афрасиаба)

В поэме главный враг иранцев не изображается мужественным правителем, опирающимся на лояльность своих воинов — он лично сражается в огромном числе битв и часто одерживает победы. Главному злодею иногда не чужда человечность. Он может проявить мудрость и дальновидность, как, например, в тот момент, когда призывает своего отца просить мира. Также обычно жестокий и подозрительный Афрасиаб тепло принимает Сиавуша. Но все же Фирдоуси выводит представителей разных сторон антиподами: иранский царь Кей-Хосров, чьи поступки далеки от образа идеального правителя, восхваляется благодаря его благочестию и гуманизму.

 

Предок тюрков

Легенды об Афрасиабе, играющем важную роль в национальной истории Ирана, со временем объединились с вполне себе реальными событиями — постоянными нападениями кочевников из среднеазиатских степей на иранские поселения и последующим опустошением иранских земель. Многие из этих легенд, видимо, имеют парфянскую основу, а продолжение вторжений с востока во времена Сасанидов только предавало остроту различным мифологическим сюжетами. Таким образом история об Афрасиабе переплетается с реальными воспоминаниями о набегах кочевников — сакских племен, кушанов, гуннов, эфталитов, кидаритов и тюрков.

Сцена из «Шах-наме»: Афрасиаб убивает Наузара

Идентификация туранцев как главного соперника Ирана с тюрками и Афрасиаба с их царем является поздним развитием сюжета, возможно, относящемся к началу VII века. Историк Масуди пишет об ошибочности данной идентификации, а вот Фирдоуси в своей поэме наоборот поддерживает эту точку зрения. По всей видимости, позиция Фирдоуси как иранского националиста, складывавшаяся под влиянием постоянных вторжений тюркских племен в Мавераннахр, в целом отражает его негативное отношение к неиранским народам.

Сцена из «Шах-наме»: Кай Хосров держит меч, которым он казнит Афрасиаба за убийство Сиявуша

Сами тюрки хорошо познакомились с историей Афрасиаба только после того, как вступили в контакт с иранской культурной традицией. Махмуд Кашгари в XI веке приводит ряд элегических стихов, оплакивающих смерть тюркского героя Алп-Эр-Тонга, часто отождествляемого с Афрасиабом. Высокий статус Афрасиаба среди тюрков отражается в том, что некоторые тюркские династии в целях легитимации своей власти возводили к нему собственные родословные. Так туранский царь возникает, например, в генеалогии Сельджуков. А династия Караханидов, также причислявшая Афрасиаба к числу своих легендарных предков, иногда даже именовала себя «Род Афрасиаба» (Āl-e Afrāsiāb). Так иранский мифологический сюжет об одном из самых опасных противников инкорпорируется в культуру и политику тюркоязычных народов.

Источник фото: wikimedia.org, wikipedia.org

 

Материалы по теме:

Что такое Туран, и какое он имеет отношение к Ирану?

Нарсе из рода Сасанидов: как царь Армении стал шахиншахом Ирана