Несомненно,  архитектурные достопримечательности Ирана являются одними из главных, что привлекают путешественников сюда. Среди них мечети занимают особое место, отличаясь своей неповторимой архитектурой, изумительной симметрией и красивейшей плиточной и мозаичной отделкой. Хотим познакомить вас с самыми известными и величественными.

Розовая мечеть или Мечеть Насир-аль- Мульк.

Мечеть Насир-аль- Мульк в Ширазе признана самой красивой мечетью Ирана и в последние годы благодаря общественным каналам и Инстаграму стала любимой и популярной среди иностранных туристов. Из-за того, что главным узором, украшающим как внутренние, так и внешние элементы храма, являются розы, получила название Розовой мечети. Внутренний зал мечети имеет несколько витражных окон, каждый из которых оформлен в разном стиле — в первом витражном окне используется большое количество прямоугольных элементов и ромбов, второе располагает большим количеством цветочных элементов, узоры третьего напоминают калейдоскопические фигуры и т. д. Особенностью данных витражей считается тот факт, что во всех окнах используются одновременно тёплые и холодные оттенки для создания большего цветового объёма. Окна главного зала обращены на восток, именно поэтому наиболее впечатляющая игра красок витражей здесь наблюдается утром — с восходом солнца.

Мечеть Имама в Исфахане.

Город Исфахан является одним из самых крупных туристических центров Ирана. Когда-то здесь была столица Персии, застроенная роскошными дворцами, изысканными минаретами и множеством красивых фонтанов. Некоторые из архитектурных памятников былых времен сохранились и до наших дней, удивляя современных туристов своей красотой и величием. Одной из самых ярких достопримечательностей Исфахана является истинный шедевр древней арабской архитектуры – мечеть Имама, известная также как Шахская мечеть. Главный купол бирюзового цвета возвышается над землей на целых 52 м и виден из любой точки города. Во внутреннем дворе мечети расположены длинные ряды двухэтажных келий для семинаристов, а каждый вход во двор обрамлен высокими сводчатыми помещениями – «айванами». Особенно впечатляет декоративная отделка Шахской мечети – и внутренние, и внешние ее поверхности богато оформлены мозаикой, арабской вязью и затейливыми орнаментами. Вся эта красота сотворена руками придворного художника Аббаса I – Резы Аббаси. Для большей выразительности шах приказал ему использовать многоцветные глазурованные плитки, расписанные в особой технике геометрическими и растительными орнаментами. Ученые подсчитали, что для облицовки мечети было использовано около 472 500 подобных изразцов. Еще одной изюминкой мечети Имама является ее необыкновенная акустика. Дел в том, что сложные архитектурные формы куполов, рядами нависающие друг над другом, делают возможным повторение звука до 12 раз. Поэтому, шепнув несколько слов у одной из стен здания, можно легко услышать их в самом отдаленном его углу.

Мечеть Вакиль в Ширазе.

Одна из величественных и древних мечетей. Мечеть строилась в период правления Зандской династии. Отдал приказ о строительстве Вакили Карим-хан в 1773 г. Его титул "вакиль", что в переводе с фарси означает "опекун", "защитник", дал название культовому зданию. Мечеть располагается на территории базара Вакиль, ее строительство шло около 20 лет. Традиционная исламская иранская  архитектура предполагает наличие в мечети  4 веранд («айванов»), но эта мечеть имеет 2 веранды и 27 колонн, украшенных и выполненных в едином стиле, что делает эту мечеть одной из красивейших.

 Соборная мечеть Язда.

Соборная мечеть Язда или Пятничная мечеть знаменита своими самыми большими минаретами в стране, их высота 25 метров. Эта мечеть строилась в течение 100 лет и трех исторических периодов. Самая главная часть принадлежит к периоду Сасанидов, а остальные постройки и сами минареты построены в более поздние периоды. Безупречная симметрия, куфийские  росписи, узоры и декоративные элементы делают эту мечеть особенно красивой и приметной.

Мечеть Ага Бузург в Кашане.

Один из красивейших культурных памятников Ирана – мечеть Ага Бузург – имеет два этажа, на каждом из которых есть свой дворик. Все архитектурные формы мечети выглядят строго и симметрично. По обеим сторонам от входа на втором этаже располагаются галереи.

Громадный купол мечети покоится на восьми колоннах в окружении двух минаретов. Состоит он из двух сводов, которые как бы надеты один на другой. Такой архитектурных прием обеспечивает защиту от внешних воздействий жаркого местного климата. Кроме этого, здание мечети имеет свои ветроуловители, что также способствует охлаждению помещений в жаркую погоду.
В центре постройки есть двор с разбитым в нем чудесным садом, в котором растут инжирные деревья и находится фонтан. Кирпичные своды здания украшены глазурованной керамикой ярких оттенков: желтого, голубого, красного, что оригинально контрастирует с коричневой землей. В темноте здание красиво подсвечивается разноцветными огнями как внутри, так и снаружи, и выглядит просто фантастически.

Мечеть Гаухар-Шад в Машхаде.

Мечеть Гаухар-Шад является одним из самых крупных исторических сооружений, построенных в 15 веке. Название мечети связано с именем Гаухар-Шад - жены Шахруха, сына Тимура. Эта мечеть, сохраняя свою красоту и великолепие, все также покоится в соседстве с гробницей одного из потомков Пророка ислама (ДБАР) - его светлости имама Резы (ДБМ) и ежедневно посещается многочисленными группами поклонников этого имама. Комплекс мечети Гаухар-Шад с точки зрения архитектуры и мозаики состоит в числе шедевров искусства исламского периода. Кроме того ввиду мастерства в использовании голубых, лазурных, бирюзовых, белых, зеленых, желтых и шафрановых оттенков, а также - искусного применения сур Священного Корана в орнаментации мечети, это священное место является одним из красивейших образцов мечетей. Купол мечети имеет форму эллипса и покрыт мозаикой бирюзового цвета.

Мечеть Кабуд в Тебризе.

Голубая мечеть была построена в 1465 году по приказу правителя Джихан-шаха,отличавшегося отменным вкусом (по другим сведениям, мечеть заложила его дочь Салиха в честь славных побед отца), который через два года сам нашел вечный приют в мраморном мавзолее с выгравированными выдержками из Корана в южной части мечети. Кабуд всегда считалась шедевром искусства, даже несмотря на то, что разрушительное землетрясение, случившееся во второй половине XVIII века, фактически превратило ее в руины. Голубой мечеть названа, поскольку в отделке ее интерьера и фасадов была активно использована искусно соединенная мозаика этого цвета с красивыми узорами. Большая часть сейчас повреждена и утрачена, а та, что сохранилась, испещрена трещинами. Но даже несмотря на это, понятно, каким изяществом и великолепием красок она некогда отличалась. По некоторым данным, на украшение интерьеров художники потратили двадцать пять лет. Предваряет мечеть большой внутренний двор с каменной мостовой. Ранее здесь находился целый комплекс сооружений: монастырь, школы, бани и библиотека. Входной портал мечети с двумя минаретами был соединен с молельней (шобестаном) чертогами сводчатых коридоров с мраморной и мозаичной отделкой. Купол мечети некогда был покрыт золотом. Золотая роспись присутствовала и в изразцах. Большую историческую ценность представляют письмена на стенах, являющиеся великолепными каллиграфическими образцами иранских художников. Купольный зал окружен покрытой аркой галереей с трех сторон. Извилистые колонны здания в верхней части превращаются в овальные полумесяцы. Позади мечети Кабуд расположен зеленый парк Хакани со скамейками, памятниками и фонтанами.

Мечеть шейха Лютфуллы (Исфахан).

Мечеть шейха Лютфуллы — прекрасное дополнение к ошеломляющему богатству более крупной мечети Шаха в Исфахане. Построена она была между 1602 и 1619 годами, во время правления шаха Аббаса I. Мечеть названа в честь шейха Лютфуллы, тестя Аббаса, ливанского теолога-исламоведа, приглашенного в Исфахан для надзора за мечетью Имама  и религиозной школой медресе. 
Мечеть необычна по ряду причин. В частности, у нее нет ни одного минарета. Нет и внутреннего двора, а ко входному порталу ведут ступени. Возможно, причиной такого пренебрежения обычно строгими нормами культовой исламской архитектуры послужил тот факт, что мечеть никогда не предназначалась для публичного пользования, а служила местом отправления религиозных обрядов женщинами из гарема шаха. В святилище или молитвенный зал можно попасть через извилистый коридор. Пока вы идете по коридору, ваши глаза привыкают к темноте, а потом вас ослепляет контраст мрака и игры света на темно-голубой облицовочной плитке. Коридор сооружен по всем правилам мусульманского зодчества и ведет от площадки на земле перед входом в мечеть к молитвенному залу, ориентированному на Мекку. 
Внутри святилища есть чем полюбоваться. Например, сложными мозаичными геометрическими узорами на стенах и невероятно красивым потолком с преобладающими ярко-желтыми цветовыми мотивами. За счет световых люков и окон в помещении наблюдается постоянно меняющаяся игра света и тени. 
Михраб мечети шейха Лютфуллы — один из самых красивых михрабов во всем Иране с необычно высокой стеновой нишей. Обратите внимание на каллиграфическую надпись с именем архитектора и датой 1028.