Мечеть в историческом центре иранского города Натанза, расположенного примерно в 70 км к юго-востоку от крупного города Кашан в остане Исфахан. Она построена в начале XIV века по приказу Зайн-уд-Дина Мастари, визиря, который служил ильханидскому правителю Олджейту-хану (правил в 1304-1316 гг.). Пятничная мечеть является составною частью самого знаменитого городского архитектурного комплекса, который включает в себя, в том числе, и гробницу шейха Абдуллы Самада с текке и большим минаретом. Вместе с Султанией и Вераминскою пятничною мечетью архитектурный комплекс в Натанзе представляет собою один из самых старых архитектурных памятников из времени монгольского правления, а также — характерный пример азерийского стиля иранской архитектуры.

Самая старая часть мечети — это купол на восьмиугольной базе, имеющей четыре окна. Эта часть построена в 999 г., во время правления династии Буидов. Это - самостоятельное восьмиугольное сооружение, типичное для рейского архитектурного стиля. К нему с 1304 до 1305 гг. Ильханиды добавили двор с обходным пространством. Новая мечеть первоначально имела три входа, из которых сегодня действует только южный вход. К нему можно добраться с помощью двенадцати ступеней, находящихся под порталами; ступени сделаны из кирпича и гипсового раствора. Ступени ведут к опущенному коридору, а это пространство разделяет здание мечети от гробницы шейха Абдуллы Самада на западной стороне. Гробница имеет десять углов и построена так, что кажется частью мечети. К главному коридору примыкают четыре второстепенных; один ведет к старому помещению под куполом, а остальные — к внутреннему двору. Пространство двора разделено на два этажа, а самое большое из них — молитвенное помещение на юго-восточной стороне. Крыша над ними и над главным коридором состоит из ряда сегментных куполов. Напротив южного входа находится и огромный 700-летний платан, со стволом толщиною 5,5 м, а к западу от мечети и относящегося к ней комплекса — большой парк. Одною из самых красивых частей мечети надо назвать минарет, который построен 720 лет назад, но до сих пор весьма прочно держится и привлекает к себе большое внимание своими узорами и изразцами, а особенно - надписями бирюзового цвета. Высота данного минарета достигает 37,2 м, наружная окружность - 12,8 м, и у него есть 118 ступенек, расположенных по спирали.

Основные строительные материалы в этом здании — это обожженный кирпич и белый гипс. По сравнению с другими иранскими мечетями или соседнею гробницей шейха Абдуллы Самада, пятничная мечеть в городе Натанз достаточно слабо декорирована. Экстерьер ее не содержит никаких украшений, за существенным исключением в виде входного портала с боковыми нишами и красною полосой около входа. По середине горизонтально расположена каллиграфическая надпись с глазурованною голубою терракотой на желтом фоне, что типично для иранского искусства в период Ильханидов. Надпись эта содержит дату постройки (683 год хиджры, то есть, 1304/05 г.), а также имя заказчика (Зейн-уд-Дин Мастари). Деревянная двустворчатая дверь украшена тремя изразцами с узорами в виде цветов и каллиграфическими надписями по краям, но ее нижняя часть сегодня уже далеко не в идеальном состоянии. Интерьер купола, которому около 1 тыс. лет, также не сохранился, за исключением остатков горизонтальной каллиграфической надписи, которая разделяет восьмиугольную основу с нишами от полукруглой структуры. Один из таких надписей указывает, что данный купол поставлен в 998/999 гг. хиджры, то есть, во время правления династии Буидов. В этом древнем молитвенном помещении хранятся и два деревянных минбара, которым уже по несколько сот лет.

Еще один важный реликт древней эпохи находится около бывшего северного входа — на дверях вырезана надпись: 1563 г. как год изготовления и 1603 г. как год встраивания, что говорит о том, что здание было отремонтировано во время правления Сефевидов. Что касается вида эйванов, то резкие контрасты в нем можно заметить не только в их оформлении, но и во внутреннем украшении: в то время как северный и южный остроконечный эйваны содержат гипсовую окладку, два свода с изразцами и каллиграфические надписи со стихами Корана, восточные и западные имеющие цилиндрическую форму эйваны не содержат никаких украшений. Одна из особенностей ильханидских строений заключается в том, что иногда специально оставляли не облицованные ничем части стены, чтобы показать их скульптурные ценности. В северном эйване почерком сольс белого цвета на синем фоне написаны аяты 9 и 10 из суры "Джума", а также аят 114 из суры "Худ".