Иран занимает далеко не первое место по популярности среди путешественников, и это не удивительно, учитывая негативный имидж, которым наделена эта страна в мировых СМИ. Но если забыть о политике, то именно здесь вы встретите самых дружелюбных и приветливых людей на планете.

Мы решили связаться с путешественниками, которые были в Иране, и попросили их написать о своих впечатлениях. Это может помочь составить план поездки тем, кто собирается в Иран, или вдохновить людей, которые никогда раньше не задумывались о путешествии в Иран.

Вот их истории:

Ник и Дарьес

Месяц в Иране это не так много, но мы постарались использовать это время максимально рационально. Для нас интересно было все: люди были приветливы и добры, еда удивительно вкусная, достопримечательности красивы, а рынки полны народа. Мы увидели все, что надеялись увидеть, и даже больше.

Ник и Дарьес в пустыне в провинции Керман / backpackingman.com

У нас накопилось много историй, которыми мы бы хотели с вами поделиться, но здесь расскажем про впечатления от Ашуры. Это 10-дневная церемония скорби и оплакивания смерти Имама Хусейна (внук пророка Мухаммада), который пал смертью храбрых в 680г.н.э. в Ираке.

Дарьес получает бесплатный напиток на улице Кермана во время Ашуры / backpackingman.com

Мы были в Кермане в последние дни траурной церемонии, и стали свидетелями того как тысячи людей в черных одеждах рыдали на улицах и в один голос скандировали имя Хусейна. Чтобы выразить свою скорбь по имаму они, в добавок, били себя цепями. Это было одно из самых впечатляющих религиозных действий, которые нам удалось наблюдать.

Траурная церемония Ашура / backpackingman.com

По вечерам богатые раздают еду бедным, а вдоль дорог люди ставят столы, предлагая еду и воду всем желающим, даже нам. В отеле, где мы жили, по случаю Ашуры приносили в жертву ягнят, чтобы сделать рагу. Нас пригласили на ужин, поэтому вечер мы провели в семье, где подробнее узнали про Ашуру и поучаствовали в совместном приготовлении еды в огромных казанах. На следующее утро мы помогли накрыть стол с бесплатной едой для общины.

Ник готовит рагу из ягненка для Ашуры / backpackingman.com

Сам факт того, что мы приняли участие в таком важном религиозном событии – это что-то невероятное.

Мы никогда не забудем эти впечатления.

Джонни

Мы провели в путешествии по Ирану месяц, приехав в страну из Турции через границу в городе Базарган, затем отправились на восток в сторону Мешхеда и оттуда через пустыни на юг страны.  Самым запоминающимся моментом из путешествия стала для меня приветливость и открытость иранцев. Они, действительно, одни из самых дружелюбных людей, которых вы когда-либо встретите в жизни.

Джонни (слева внизу) ужинает с иранской семьей / backpackingman.com

Как иностранец вы окажетесь в центре внимания местных жителей: вас будут приглашать на чай, на ужин или посетить местные мечети. Нам приходилось отказываться от многих предложений, так как их было огромное количество. Самый запоминающийся визит к местной семье случился с нами на западе страны в городе Шехре-Корд.

Наш друг Расул пригласил остановиться у него в этом тихом городке, окруженном горами. Шехре-Корд находится рядом с горнолыжными курортами, и сюда редко заезжают иностранцы. Мы с моей девушкой оказались единственными в городе туристами на тот момент. Первая ночь нашего там пребывания оказалась самой длинной ночью в году по иранскому календарю. Это значит, что большую часть времени было темно. Иранцы в честь этого события устраивают музыкальный уличный фестиваль с едой, напитками и кальяном, куда приходят со своими семьями и друзьями, чтобы пообщаться и хорошо провести время. Так как мы остановились погостить в семье Расула, нас тоже пригласили поучаствовать в этом удивительном празднике. Всю ночь без конца мы болтали и ели. Иранцы очень гостеприимны, и, что удивительно, они очень воспитаны и образованы. Наше общение за кальяном и чаем продолжалось до глубокой ночи.

Если вы поедете в Иран, и вас пригласят в гости – соглашайтесь! Это уникальный шанс познакомиться с жизнью этой страны.

Сильвия

Я не могу вспоминать о своем путешествии в Иран без улыбки. Еще нигде не встречала такого гостеприимства и приветливости со стороны местных жителей. Многие мои друзья были очень удивлены, когда я рассказала им об этом.

Я решила ехать после того, как познакомилась с другими путешественниками, которые побывали в Иране, и без конца говорили об иранском гостеприимстве. По этой причине я сделала то, что редко делаю во время путешествий: решила остановиться на 2 ночи у каучсерферов в Тегеране, и больше я не планировала ничего [каучсёрфинг — интернет-сервис, где пользователи бесплатно предоставляют друг другу помощь и ночлег во время путешествий - прим. Иран Сегодня]. Это была авантюра, но именно тогда я открыла для себя лучший способ познать страну и погрузиться в ее культуру – я просто спрашивала у людей, которых встречала в Иране, что именно они советуют мне посмотреть.

Сильвия гуляет по иранским горам / backpackingman.com

Это сработало! Во второй день моего пребывания в Тегеране я обедала с иранской студенткой по имени Мина, с которой я переписывалась на сайте каучсерферов. Она отвела меня в небольшой ресторанчик рядом с ее университетом, где мы в итоге просидели несколько часов, обсуждая наши общие предпочтения в музыке и книгах, смеясь над забавными историями из жизни и, конечно, показывая друг другу фотографии наших бойфрендов.

Уже к вечеру этого дня Мина согласилась поехать со мной в Исфахан, пригласила встретить персидский Новый год с ее семьей и начала строить хитрый план, как уговорить её родителей отпустить нас в Курдистан на границу с Ираком, чтобы мы вместе навестили её тайного бойфренда.

Излишне говорить, что я чудесно провела время в Иране.

Ивонна

Я путешествовал по Ирану целый месяц в 2012 году, и это было частью моего путешествия по Великому шелковому пути из Китая в Европу. Я прибыл в Мешхед из Туркменистана где-то в конце июля, за два дня до месяца Рамазан (араб. Рамадан) и пробыл в этой стране месяц. Без сомнения, здесь живут одни из самых гостеприимных и радушных людей на планете. Они действительно приветствуют вас как члена семьи и приглашают на пикники, в парки и скверы.

Одна из таких ситуаций случилась со мной по дороге в Паланган, живописную многоуровневую деревню с разноцветными каменными домиками, в которую редко заезжают туристы по причине ее близкого расположения к Ираку и проблем с общественным транспортом. Прибыв в Санададж ранним утром после ночного переезда в автобусе, я решил проложить маршрут до Авромана  и попробовать добраться до Палангана. Многие люди нанимают водителя для такого маршрута.

Деревня Паланган / backpackingman.com

Мне удалось найти автобус от Санададжа до Маривана и в складчину с другими людьми взять джип до Аврамана только для того, чтобы обнаружить, что единственная гостиница в деревне была закрыта. Был уже вечер, и транспорта обратно до Санададжа не было. Мое положение было безрадостным. Водитель джипа собирался возвращаться в свою деревню с остальными пассажирами и пригласил меня поехать с ним.

Мы ехали от Авромана до деревни Паравьян где-то час или полтора, по пути было огромное количество опасных участков и поворотов. Мы также проезжали мимо других похожих друг на друга деревень. Пейзаж вокруг был грубым, каменистым, но захватывающим. Водитель представил меня своей жене и семье, мы зашли в несколько домов в гости, он показал мне, как женщины набирают воду из колодцев для домашнего хозяйства.

Курдская семья / backpackingman.com

Мы поужинали вместе и заснули на балконе прямо под открытым небом. Выяснилось, что наш водитель был одним из нескольких людей в этой деревне, у кого была машина. Каждое утро в 5 утра он забирает людей и везет их в Мариван на работу (собственно это то, что мы сделали следующим утром). Затем после обеда он везет этих людей обратно, по дороге собирая других попутчиков. До сих пор я не могу найти местоположение деревни Паравиян на картах Google.

Та великодушность, с которой встречали меня в Иране, произвела на меня очень сильное впечатление.

Дэйв

Когда люди сегодня говорят об Иране после своих путешествий в эту страну, они всегда упоминают дружелюбность. На меня сильнейшее впечатление произвел восточный Иран.

Персеполь / backpackingman.com

Персидская империя была одной из величайших в мире. Сейчас находится не так уж много людей, которые желают посмотреть, что от нее осталось. Сегодня Персеполь (Город персов) состоит из впечатляющих руин, прямо как в фильме про Индиана Джонса.

Колонны стоят нетронутыми с 550-330 годов до н.э. И даже на черных мраморных воротах остались нечеткие изображения, иллюстрирующие жизнь в то время. В мире всего несколько мест, где древнейшие руины так хорошо сохранились.

Иранские дети / backpackingman.com

Персеполь расположен недалеко от Шираза. Это еще один небольшой город в Иране, в котором стоит остановиться на несколько дней, хотя бы из-за его истории и знаменитого рынка.

Люди в Иране очень приятны в общении, хорошо образованы и разбираются в искусстве. Лично я хотел бы провести гораздо больше времени, исследуя руины в Иране. Это настоящее сокровище, которое ждет вас.

Макико

Я приехала в Иран в канун Ноуруза (первый день весны по иранскому календарю). Несмотря на то, что в настоящее время я живу в Кыргызстане, где люди также отмечают этот праздник, каждый раз в это время вспоминаю Иран - страну нескончаемого гостеприимства.

Я путешествовала по Ирану более двух месяцев в 2012 году. Несмотря на мою настороженность относительно ситуации в странах Ближнего Востока, «опасные» люди оказались чрезвычайно приветливыми и добрыми.

Мне очень повезло оказаться там именно в это время года, особенно с тем, что я жила в местной семье в одном из самых известных по своему историческому прошлому городов Ирана, Ширазе.

Перед Ноурузом меня пригласили поучаствовать в празднике Чахаршамбе-е сури (ночь огня), где мы прыгали через костер, чтобы избавить наш дух от страха.

Макико / backpackingman.com

Когда наступил Ноуруз, они приготовили 7 вещей, которые начинаются на звук «С» в персидском языке: яблоко, свечу, зеркало, воду, зеленые растения, золотую рыбку и яйца. [На самом деле этот список несколько неточен, так как не все из вышеперечисленных символов начинаются на букву «Cин» персидского алфавита, просто в дополнение к 7 предметам на эту букву было принято выставлять на стол золотую рыбку в аквариуме, свечу, яйца и некоторые другие предметы, которые начинаются на другие буквы алфавита, но имеют символическое значение в персидской культуре - прим. Иран Сегодня]. Все родственники ходят друг к другу в гости, и семья, где я остановилась, брала меня везде с собой. В каждом доме был накрыт стол с фруктами, орехами, чаем  сладостями.

Однажды молодые девушки пригласили меня в свою комнату. Как только я вошла, мы все сняли платки и рубашки с длинными рукавами, которые нужно носить на улице, и комната превратилась в дискотеку. Мы танцевали под американскую поп-музыку, и я поняла, что я вижу ту часть иранской жизни, которая обычно скрыта от общественности.

Я уже побывала в 40 странах, и Иран определенно одна из тех, в которые хочется вернуться снова.

Коки

Это была моя первая поездка в страну со строгими исламскими законами. По этой причине мое путешествие по Ирану оставило массу впечатлений.

Так как моя поездка состоялась в месяц Рамазан (араб. Рамадан; единственнй месяц в году, когда мусульмане соблюдают пост в светлое время суток), я не могла пообедать в течение дня. Хотя нам было разрешено есть не в общественных местах, я ни разу не чувствовала голод. Рамазан открыл мне определенный и новый для ритм жизни, благодаря чему мне удалось прочувствовать атмосферу страны.

Коки: Иран – лучший! / backpackingman.com

Еще один интересный момент, что во время Рамазана люди могут бесплатно получить еду в мечетях после захода солнца, даже если вы не мусульманин. Конечно, там много самих иранцев, но вы легко можете присоединиться к ним, ведь они так дружелюбны.

Самое важное, что нельзя пропустить – это день сразу после Рамазана: по случаю окончания поста они устраивают грандиозный ужин. Я была приглашена местными на барбекю, где они готовили мясо верблюда.