Поэма Фирдоуси "Шахнаме" ("Книга царей") - самая весомая и значимая книга на персидском языке и одна из самых известных эпических поэм в мире. "Шахнаме" - уникальная работа с точки зрения драматургии, сочинения сказок и присутствия исторических персонажей. Это привело к тому, что артисты театра и кино всегда смотрят на "Шахнаме", как на бесконечную сокровищницу.

Фильм "Фирдоуси", режиссера Абдулхуссейн Сепанта является шестым фильмом в истории иранского кино. Фильм основан на биографии Хакима Абулькасима Фирдоуси и изображает части поэмы "Шахнаме". Это отражает понимание Сепантой персидской литературы. После создания фильма "Фирдоуси" Сепанта создал три фильма "Ширин и Фархад", "Черные глаза" и "Лейли и Маджнун", рассказывающих о подлинных и древних историях.     
 
Отредактированная версия этого фильма была показана в иранском музее кино в Тегеране 4 декабря. Фильм "Фирдоуси" является продуктом 1934 года. История начинается в доме Фирдоуси. Он с грустным лицом смотрит через окно комнаты на разрушенный мост города Тус, а затем читает некоторые стихи "Шахнаме" перед султаном Махмудом Газнави и придворными. В конце фильма мы видим, как Фирдоуси живет в одиночестве в старости, и когда он смотрит в окно, он слышит, как дети проходят мимо, читая стихи "Шахнаме". Смерть поэта – конец фильма. Его тело несут двое мужчин на мосту города Тус, и за трупом идет только один человек, дочь поэта.
 
Отредактированная версия этого фильма была показана в иранском музее кино в Тегеране 4 декабря. 
 
 

Сепанта создал этот фильм по случаю 1000-летия со дня рождения Фирдоуси. По его словам, фильм является продуктом его знакомства с персидской литературой на протяжении половины его жизни. После закрытого показа фильма Реза-шах приказал изменить сцены  встречи Фирдоуси с Махмудом Газнави, и в результате сцены восстанавливаются для повторного показа.

Фильм в определенной степени можно сказать успешен в рассказывании историй. Например, когда Фирдоуси в старости смотрит через окно его комнаты на детей, которые читают его стихи во время игры, красиво изображается чувство этого великого поэта. В этом фильме Фирдоуси рассказывает о битве между Рустамом и Сохрабом. Так режиссёр изображает поэму "Шахнаме".
 
Фильмы "Рустам и Сохраб", "Биджан и Маниже", "Сиаваш в Тахт-э Джамшиде" и "Сын Ирана не знает о своей матери" - это другие работы иранского кино до победы революции в Иране. Эти фильмы были созданы по рассказам "Шахнаме". Но после революции молодые документалисты, режиссеры и аниматоры во многих своих работах больше, чем раньше использовали "Шахнаме" и его великолепные рассказы. Что касается фильмов, созданных на основе "Шахнаме" в любительском и документальном кино, можно указать на фильмы, представленные Ассоциацией молодого кино и фестивалем Тус, например, "Скорбь храбреца", "Хлеб, Любовь и Тус", "История Шахнаме", "Фирдоуси", "Печаль Сиаваша", "Зурхане", "Шахнаме и народ", "Фирдоуси и народ", "Симорг", "Зал и симорг", "На просторах Шахнаме", "Эпический луч" и "Смерть Сиаваша".
 
"Шахнаме" – это название прозаических и стихотворных сводов. В Шахнаме описываются эпос, храбрость, мужество и самопожертвование, а также этика, образование и воспитание через драматические рассказы. Именно поэтому, он может обеспечивать содержание произведений искусства, особенно изобразительных. Интересные рассказы великолепного произведения Абулькасима Фирдоуси оживляет многолюдные театральные сцены.
 
Бехруз Гарибпур со своей первой иранской кукольной оперой показал, что рассказы Шахнаме можно создавать в разных кукольных стилях. При содействии с иранским композитором и дирижером Лорисом Чкнаворяном, он с помощью кукол возродил на сцене трагедию Рустама и Сохраба, чтобы с помощью музыки, песен и театра вновь оживить память о страстной эпопее Рустама и Сохраба.
 
Кукольная опера "Рустам и Сохраб" режиссера Бехруза Гарибпура на  музыку композитора Лориса Чкнаворяна, в последние годы неоднократно исполнялась в зале "Фирдоуси" в Тегеране. Опера начинается со стихов "Шахнама" Хакима Фирдоуси. Это человек, который создает эти эпические иранские мифы со всеми их сложностями. Это трагическое повествование начинается, когда лошадь Рустама входит во двор царя Самангана и за ним Рустам входит на великолепную вечеринку, в которой он влюбляется в дочь царя, Тахмине и ... 
Группа "Аран", которая занимается кукольным исполнением, потратила много времени, оттачивая такую сложную кукольную оперу. На этот раз исполнители впервые в Иране работают с куклами, некоторые из которых, например Рустам, имеет рост 80 см. Эти куклы двигаются, как минимум с 12 нитями и имеют естественные, реалистичные и гармоничные движения. Армянские оперные певцы три месяца учили персидский язык под руководством преподавателей персидского языка в Ереванском университете, чтобы свободно прочитать стихи Хакима Абулькасима Фирдоуси на персидском языке.
 
Кукольная опера "Рустам и Сохраб"

Шахнаме не только обладает большим литературным и художественным богатством, а также глубокими моральными, человеческими и духовными качествами, но и считается уникальным произведением в изобразительном и драматическом аспектах, таких как написание трагедий и сочинение историй. Сочинение историй, создание персонажа, написание диалогов, составление событий, создание атмосферы истории, написание введения, декорация и иллюстрация, точность использования цветов и звуков и умение описания и визуализации, другие художественные аспекты имеют важные моменты для художников, актеров, режиссеров, писателей и других художников и деятелей разных отраслей искусства.

Молодой иранский художник Ашкан Рахгозар после успешного опыта в создании нескольких коротких анимаций, на этот раз создал работу в другом стиле, создав кино "Последняя фантастика", которое представляет один из рассказов "Шахнаме" Фирдоуси. В настоящее время фильм "Последняя фантастика" на экране кинотеатров в Тегеране.
 
Это - свободная интерпретация истории о Заххаке в "Шахнаме". В эпоху, когда тень Дьявола доминировала над землями, Джамшид с армией, в состав которой вошли его союзники, противостоял войскам Дьявола. С Божьей помощью Джамшид побеждает Дьявола и сидится на царский трон. Он гордится победой, но со временем остается один, его захватывает жадность и ненасытное безумие, и его дочь Шахрзада остается одинокой. Джамшид с армией своих самых смелых солдат отправляется на охоту Дьявола на северные земли и навсегда не возвращается. Мардас-шах* умирает, и его единственный сын, который был наследником Заххака, садится на трон Джамшида от имени своего отца, но, увы, его существование является частью тьмы. Темный мир Заххака доминирует над городом и омрачает мир.
 
Заххак обменялся поцелуем с дьяволом, и после этого поцелуя у него над лопатками выросли две змеи, которых регулярно следовало кормить человеческим мозгом. Он приказывает удвоить налог, и если люди не в силах оплачивать его, они должны отправить своих юношей на работу во дворец. Когда он приказывает солдатам приносить детей во дворец, чтобы кормить змей человеческим мозгом, распространяются протесты. Каве Ахангар является лидером акций протеста и с помощью своего сына Роузбеха и других людей планирует восстать против короля.