Иранские производители шелка продолжают заниматься 2000-летним ремеслом.
Тысячи семей на историческом торговом пути, который когда-то проходил через Персию, все еще зарабатывают на жизнь производством шелка, но получают за это совсем небольшое вознаграждение, пишет интернет-издание Middle East Eye.
Память о Великом шелковом пути до сих пор жива в самых отдаленных районах Ирана, где когда-то проходил древний маршрут. На протяжении более 2000 лет шелковая нить, произведенная в Иране, использовалась для изготовления тканей для одежды и для плетения персидских ковров. Тысячи семей в северном и восточном Иране главным образом в провинциях Гилян, Хорасан-е Разави и Торбат-э-Хейдарийе до сих пор зарабатывают на жизнь древним ремеслом.
47-летний Голамреза Мохаммади научился распутывать шелковые нити из шелковых коконов у своего отца. Каждый день Мохаммади проводит от четырех до пяти часов, наматывая шелк в темной и сырой мастерской в конце своего двора.
Как и Мохаммади, все 110 семей в маленькой деревне Баск, расположенной примерно в 1000 километрах к северо-востоку от столицы Тегерана, зарабатывают на жизнь производством шелковых нитей.
Жители этих небольших деревень, расположенных вдоль иранско-афганской границы, получают коконы живых шелкопрядов в деревянных ящиках от богатых торговцев шелком, которые также платят им зарплату. Коконы затем замачивают в горячей воде, которая разрыхляет нити, после чего сырые шелковые нити могут быть извлечены.
Шелковые коконы производятся в северных провинциях Ирана. Они также импортируются из Афганистана, Таджикистана и Узбекистана по цене около 2 млн иранских риалов (примерно 17 долларов) за килограмм. Но сельские жители, такие как Нагизаде, не имеют финансовых средств, чтобы купить или импортировать коконы самостоятельно, поэтому они полагаются на торговцев шелком.
В прошлом шелковые нити наматывались на веретена вручную. Сегодня этот процесс управляется электрическим оборудованием, но большая часть остального процесса все еще выполняется вручную. Хотя в Иране есть промышленные шелковые фабрики, в небольших мастерских, таких как у Мохаммади, мало что изменилось за сотни лет.
“Это трудная работа”, – говорит 50-летний Асгар Нагизаде, который занимается производством шелковой нити с 13 лет, когда он еще учился в средней школе. Это профессия, которой эти крестьяне посвятили всю свою жизнь. “Но главная выгода от этого идет в карманы господ [торговцев шелком]; мы просто рабочие”, – говорит Нагизаде.
И это действительно долгий процесс. По словам другого производителя шелка в Баске, Ходжата Амини, вся семья из четырех или более человек может работать в течение 12 часов подряд, чтобы произвести один килограмм шелковой нити.
После извлечения отдельные нити затем сплетаются вместе. Эта стадия процесса обычно осуществляется женщинами, работающими в своих домах.
Каждый член семьи играет свою роль в этом процессе. Девятилетний Шир-Мохаммад помогает своей матери на заключительном этапе производства шелковых нитей, где несколько нитей собираются вместе, чтобы сформировать пучки.
По словам руководителя иранского центра шелководства Аделя Сарви, Иран является восьмым крупнейшим производителем шелка в мире, после Китая, Индии, Узбекистана, Таиланда, Бразилии, Вьетнама и Северной Кореи, с ежегодным производством 120 тонн шелка в год.
Министерство сельского хозяйства Ирана предлагает кредиты сельским жителям с небольшими мастерскими, которые предпочитают производить шелк или выращивать шелкопрядов.
Процесс включает минимальные отходы – даже шелкопряды сушатся и используются в качестве корма для рыб. Торговцы позволяют жителям деревни сушить и продавать шелкопрядов, как им заблагорассудится.
http://islamosfera.ru/iranskie-proizvoditeli-shelka-prodolzhayut-zanimatsya-2000-letnim-remeslom/