Иранская живопись имеет богатые традиции, уходящие корнями вглубь веков. О ее школах, особенностях и истории рассказывает Ахмад Хатами в своей книге “Иран: страна и люди”.

Первые картины исламской эпохи (со II по XI в.) прославили багдадскую, или аббасидскую, школу живописи. Воззрения этой школы, и в частности, на изображения животных, и описание картин соответствует сюжетам рассказов. Художники, принадлежащие к этой школе, привнесли в живопись особого рода инновацию. Они были очень заинтересованы в том, чтобы после многих лет упадка, наблюдавшегося в этом искусстве, создать новую традицию, хотя особый успех на этом пути им не сопутствовал. В своих работах они использовали ограниченный набор красок, но даже их простые картины изобилуют цветом больше обычного. Среди произведений аббасидской школы можно указать на иллюстрации к книге «Калила и Димна»…

Разрушительное нашествие монголов привело к гибели многих произведений иранского искусства. Монгольские наследники Чингиз-хана, приняв исламскую религию, стали создавать на иранской земле свои государства и забрали художников в свои столицы – Тебриз и Мараге. Благодаря примирению правителей-монголов и ширазских правителей многие художники оказались в Ширазе. В это же время стараниями Хаджи Рашида ад-Дина Фазлоллы в Тебризе был создан центр науки и искусства под названием Рабе Рашиди, что вселило новую надежду в деятелей искусства и ученых. В центре была подготовлена книга «Тарихе Рашиди», страницы которой украсили лучшие художники своего времени.

В отличие от багдадской и монгольской школ, лишь немногие образцы работ которых дошли до наших дней, гератская школа миниатюры оставила после себя многочисленные произведения. Основателями этой школы были предки Тимура. Эсперты в области живописи уверены, что иранская живопись в эпоху Тимуридов достигла своего апогея, и именно в это время ее мастера смогли избавиться от китайского влияния. Имеющиеся иллюстрации Баисногри к «Шахнаме» подтверждают этот факт. Насыщенность цветом в этот период сильно отличалась от прежних живописных школ. Композиция картин также стала заметно совершеннее. С этого периода художники начали оставлять на своих произведениях подписи, так как теперь уже смогли отделить свое имя от имени писателя или известной книги, избавившись от их влияния. Это и послужило причиной роста профессионализма в живописи этой эпохи.

В первые десятилетия правления шахов Сафавидской династии живопись продолжала развиваться в направлении, заданном все той же гератской школой миниатюры. Одним из самых ценных произведений этой эпохи является иллюстрированная рукопись «Хамсы» Низами, над которой поработали почти все известные мастера того времени…

В последующие годы в связи с ростом численности городского населения и строительством дворцов в новой столице Ирана, Исфахане, живопись приобрела иную форму, иногда даже становилась частью архитектурного замысла, когда стены расписывались узорами для украшения. Одни из самых известных строений этой эпохи, чьи внутренние помещения покрыты картинами, – павильон Али Капу («Ворота господина») и дворец Чехель Сотун («Сорок колонн») в Исфахане. Некоторые изменения в живописи при Сафавидах произошли благодаря знакомству с западной культурой. Впервые в истории несколько европейских художников прибыли в Иран, а группа иранских любителей живописи отправилась в Италию. С тех пор в Иране начала распространяться европейская манера живописи. Материалы и инструменты, используемые художниками, тоже изменились: это касалось и использования масляной краски, и холста, и особых западных красок. Самым известным художником того времени был Мохаммад Заман…

Художественные работы, оставшиеся в наследие от эпохи Зендов, либо повторяют искусство конца правления Сафавидов, либо являются прелюдией к дальнейшим преобразованиям в иранской живописи. При Каджарах продолжение западного стиля в живописи принесло новые плоды. В это время благодаря сочетанию иранских традиций в искусстве и западной методы в живописи родился новый стиль. Сюжетом картин зачастую были шах и придворные

Другой стиль живописи, который появился в конце эпохи правления Сафавидов, известен как стиль «Голь ва морг» («Цветок и птица»). На этот стиль в некотором роде повлияла западная манера орнамента и декорации. Чаще всего цветовые решения, которые использовались в технике «Голь ва морг», брали начало в западной живописи. Такая техника чаще всего применялась для украшения шкатулок, пеналов для перьев, а иногда и для декорирования переплета книг.

К тому времени, когда зендско-каджарская школа начала приходить в упадок, появился выдающийся художник по имени Абульхасан Гаффари, более известный как Сани ал-Мольк, внесший разительную перемену в каджарскую технику живописи. Без преувеличения можно сказать, что он заложил основы искусства иранской графики, поскольку первые печатные иллюстрации, появившиеся в газетах того времени, принадлежали его кисти и кисти его учеников…

Амир Кабир во время пребывания на посту премьер-министра основал школу для подготовки художников и мастеров искусства под названием «Маджма Дарус санае» («Общество Дом искусств»). В этой школе собрались лучшие преподаватели различных направлений искусства того времени. Абульхасан-хан, главный художник, вместе со своими учениками занимался там росписью золотом книги «Тысяча и одна ночь»…

В эпоху Каджаров членом двора Насер ад-Дина Шаха стал известный художник Камаль ал-Мольк (Мохаммад Гаффари), имевший поистине выдающийся талант. Любовь к живописи привела его в Европу. Камаль ал-Мольк хорошо изучил классический стиль западных живописцев, но больше всего его поразили работы голландского художника Рембрандта. Камаль ал-Мольк был склонен к изображению природы, однако в своих произведениях постоянно уделял внимание жизни народа и культуре Ирана…

Современные иранские художники, как и прежде, не придерживались традиций какой-то одной школы. С началом реформ в политической сфере и приходом к власти династии Пехлеви в Иране появилось движение западного модернизма, оказавшего влияние на все виды творчества, включая живопись, познакомив ее с новейшими стилями. Большинство художников хотели использовать западный стиль, выйти из рамок традиционных стилей. «Данешкадейе хонархайе зиба» (Институт изящных искусств) в Тегеране стал источником многочисленных перемен в живописи…

Некоторые художники следовали старинным традиционным манерам письма. Новая манера в современной иранской живописи возникла благодаря группе художников, стремившихся оживить старинные и традиционные для Ирана искусства. Такие мастера, как Хади Таджвиди, Хадж Мирза-ага Эмами, занимались оживлением классической иранской живописи… Сильные миниатюристы также работали в этом стиле, и наиболее выдающимися из них был Махмуд Фаршчиан, Маджид Мехреган и Рустам Ширази. Среди отличительных особенностей работ этой школы – прекрасные, привлекательные лица людей, романтическая атмосфера, одежда, изобилующая складками, длинные развевающиеся шали…

Одной из манер живописи, что появилась в эту эпоху, была манера «Сакка-хане» («Хранилище для воды»). Основатели этой школы и этой манеры – Хосейн Каземи, Мансур Гандриз, Сохраб Сепехри. Даже если они сами иногда и использовали западные произведения, однако были против копирования и подражания им, стараясь использовать в своих работах только традиционные элементы… Успех работ школы «Сакка-хане» обусловил появление новых стилей и манер живописи и каллиграфии, порой становится трудно отличить на картине живопись от каллиграфии, и временами это вызывает у зрителя недоумение. Среди новаторов этого стиля можно назвать имя Фарамарза Пил Арама…

В любом случае, какие бы изменения ни претерпевала со временем классическая иранская живопись, она до сих пор признается во всем мире как один из величайших стилей живописи. Ясное голубое небо, потрясающая красота бутонов и цветов на деревьях, девственная природа, а среди всего этого – изображение множества людей, красивых и не слишком, добрых и злых, на холстах иранских художников вызывают неизменный интерес и всегда будут представлять предмет гордости для Ирана и всего иранского народа.