Для русских тканых и набивных платков первой половины XIX века чрезвычайно характерно использование узора, более всего известного под названием «восточный огурец» и представляющего собой каплевидный растительный мотив с заострённым загнутым верхним концом. Этот орнамент, появившийся в России и Западной Европе  благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям, по сей день широко используется на платках Павлопосадской мануфактуры, ставших настоящей гордостью и символом страны.

«Восточный огурец» (перс. bote jeqqe) является самой известной разновидностью орнамента «бута», первые образцы которого засвидетельствованы на ассирийских и эламских изделиях, относящихся к третьему тысячелетию до н. э. Среди археологов и искусствоведов не существует единого мнения относительно времени и источника происхождения восточного огурца, а также его символики.


Согласно наиболее распространённой точке зрения, узор имеет иранское происхождение. Самым древним изделием, на котором засвидетельствован восточный огурец, является кожаная фляга, найденная российскими археологами в урочище Пазырык в 1949г. рядом со знаменитым Пазырыкским ковром.

Её возраст оценивается примерно в 2500 лет. Данный орнаментальный мотив был характерен для Ирана со времён династии Сасанидов (III—VII вв. н. э.) и широко использовался при декорировании изделий в различных видах ремёсел, таких как текстильное производство, ковроткачество, гравирование, изготовление изразцов.

Что касается самого рисунка и его символики, то наиболее распространённой и правдоподобной является точка зрения, согласно которой орнамент представляет собой стилизованное изображение кипариса. По-видимому, изначально узор был наполнен религиозной символикой: в зороастрийской традиции кипарис являлся священным деревом, символизировавшим свободу и полную смирения стойкость к невзгодам. После прихода ислама узор постепенно утратил религиозное содержание и, становясь всё более и более стилизованным, приобрёл сугубо декоративную функцию.