Иранские архитекторы говорят о становлении новых стилей в национальной архитектуре. Наиболее ярко они представлены в нескольких недавних проектах. Один из них - пешеходный мост Табийят («Мост Природы»), построенный в 2014 году Лейлой Арагиян. За свою работу Лейла, спроектировавшая постройку в 26-летнем возрасте, получила премию Architizer A+, награду, которой отмечают инновационный подход и экологичность в архитектуре. За последнее десятилетие ситуация, однако, изменилась: современная архитектура Ирана обрела четкие очертания. В стране построено множество жилых и коммерческих зданий. Мы хотим рассказать о некоторых интересных проектах.

Например, жилой дом Bagh Jannat в Исфахане площадью 305 кв. м обладает окнами-трансформерами, которые неожиданно открываются, как в часах с кукушкой, а также подземным этажом (заказчик хотел просторный дом, а в квартале действует высотный лимит на строительство новых жилых объектов – не более 7 метров). Проект архитектурной студии Bracket Design Studio был реализован в 2015 году.

Часто встречающийся в Иране мотив портала можно найти в облике жилого дома House NO:2 в Исфахане (арх. SarSayeh Architectural Office, 2015). В здании общей площадью 1130 кв. м есть 4 просторные квартиры, паркинг, внутренний двор. Светлый камень и дерево добавляют объекту элегантного спокойствия и тихой роскоши. Удивительно, но архитекторы не стали прятать пространство комнат от палящего солнца, например, с помощью деревянных жалюзи или решётчатых экранов (такие приёмы часто можно встретить в Тегеране), а сделали огромные окна, которые обеспечивают максимум света и свежего воздуха. Такова была просьба одного из заказчиков, который, как рассказали архитекторы, «раньше жил в тёмном и сыром здании».

В 30 км от Исфахана, в городе Неджефабад можно найти наследие «белого» модернизма, ближневосточная вариация которого произросла в «Белом городе» в XX веке (см. Баухауз в Тель-Авиве). В проекте жилого дома Bahar House (2015) от архитектурной фирмы Ayeneh Office плавные линии перемежаются с прямыми углами не только во внешнем виде и заборе, но и в интерьере. К игре с «формами из цемента» пришлось прибегнуть во многом из-за «лимитированного бюджета», как рассказали авторы проекта.

2-этажное здание на небольшом участке земли рассчитано на семью из четырёх человек. Объект разделён на две части осознанно, согласно функциональному назначению: общественные пространства, такие как кухня, гостиная и гостевая комната, находятся «на востоке», тогда как «на западе» – личное пространство (спальни и туалеты). Вход в здание осуществляется как раз в месте его «разрыва» – посередине, немного в глубине. Лестница, как статуя, по словам проектировщиков, тоже выступает в качестве разделителя личного и общественного.

Мотив разделённого на две части фасада и утопленного посередине входа встречается в другом жилом доме – Afsharian's House, построенном в городе Керманшах по проекту ReNa Design в 2013-2014 годах. Этот дом, как и упомянутый выше Bahar House, рассчитан на четырёх человек: семейную пару и двух детей. «Мы пришли к выводу, что здание должно развиваться от дома к апартаментам. Эта задача потребовала от нас создания гибкого плана и фасада», – заявили авторы. В итоге получился «квадрат с трещиной, который превратил здание в скульптуру», выполненную из древесины и кирпича.

Вы думаете, что эти белые «коробки» находятся где-нибудь в Альпах или на Лазурном берегу Франции? Отнюдь нет. Идеи постмодернизма и деконструктивизма дали свои ростки в Иране. Загородный дом Mosha House (2016) от архитекторов New Wave Architecture имеет ультрасовременный облик в подражание современным тенденциям и находится на склоне в горнолыжном посёлке Моша, что в провинции Тегеран. Вольно сложенные друг на друга три «консольные коробки» высвобождают дополнительное пространство для двух террас, а окна исполняют роль «прозрачных занавесок между интерьерами и природой», заявляют авторы. Дерево является ключевым естественным материалом в отделке помещений и лестницы.

Или другой пример метафоры. Огромная «яхта» пришвартовалась в городе Решт, что в часе езды от побережья Каспийского моря. Частный госпиталь Pars Hospital (арх. New Wave Architecture, 2016) общей площадью 30 тыс. кв. м рассчитан на 160 пациентов. Благодаря лёгким формам и светлым краскам здание гармонично вписалось в городской контекст и стало новой доминантой: свежей, яркой, красивой. По словам авторов, их проект является новым словом в архитектуре госпиталей, поскольку раньше подобные объекты в Иране строили шаблонно, по блочному принципу, с длинными и мрачными коридорами, что явно не способствовало выздоровлению. Проект же Pars Hospital настолько хорошо скроен, что в нём хочется задержаться, как бы это ни было парадоксально по отношению к больнице.

И напоследок, раз уж забрались в горы, упомянем 10-этажный отель Barin Ski Resort (2011) на горнолыжном курорте Шемшак (Shemshak), втором по величине в Иране. Проект архитектурной фирмы RYRA Studio, где гладкие кривые сливаются с заснеженными горами Алброз, – это нечто вроде органической архитектуры, каталонского модерна (модернизмо) Антонио Гауди и экспрессионизма Мендельсона (см. его башню Эйнштейна). Отель напоминает вырезанный из снега зимний дворец, где номера являются пещерами с круглыми отверстиями для естественного света. Всего здесь есть 67 номеров, начиная от 45-метровых студий и заканчивая пентхаусом площадью 270 кв. м.