Персидская архитектура имеет долгую и сложную историю. Она включает в себя архитектурные традиции доисламского и исламского периодов.

Эламитский, ахеменидский, эллинистический и другие периоды доисламской истории Ирана оставили поразительные каменные свидетельства своего величия, такие как города Чога Занбил и Персеполь – оба они были объявлены объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 г.

В 2008 г. три армянских монастырских ансамбля были признаны объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. Их архитектура представляет собой слияние византийской, персидской и армянской культур.

Из исламского периода особенно примечательны архитектурные достижения сельджукской, ильханидской и сефевидской династий. В то время такие иранские города, как Нишапур, Исфахан и Шираз, стали одними из крупнейших городов исламского мира, а их многочисленные мечети, медресе, святыни и дворцы сформировали собственную архитектурную традицию Ирана.

Персидская архитектура имеет несколько общих элементов.

Айван (портик)

Айван – это сводчатое пространство, выходящее с одной стороны во внутренний двор. Айван появился еще в доисламском Иране и использовался в монументальной и имперской архитектуре.

Арка

Арка является архитектурной особенностью двух знаменитых памятников – Тадж-Махала и мечети Джами в Исфахане, являющихся ярчайшими примерами персидской архитектуры. Они были сооружены не только исходя из эстетических соображений, а также для того, чтобы разместить окна и уменьшить количество солнечного света, проникающего в здание.

Сад, фонтан и бассейн

Вода играет особенно важную роль в иранской культуре: за тысячелетия до изобретения первого водяного насоса персы создали канат (подземный акведук).

Просторные сады и бассейны с фонтанами всегда были одной из главных особенностей персидской архитектуры. В традиционной мечети, медресе, доме они используются для совершения омовения и с эстетической целью.

Купол

Персидская традиция строительства куполов восходит к месопотамской архитектуре. В то время купола стали неотъемлемой частью зданий из-за нехватки древесины во многих районах Иранского нагорья.

В Древней Персии купола ассоциировались с божественной стороной жизни, поскольку их круглая форма символизировала совершенство, вечность и небеса.

Купол стал главным элементом персидской архитектуры в период Сасанидов (224-651 гг. н. э.). Развитие купола продолжалось до династии Сефевидов (1501-1732 гг.), когда куполы имели характерную луковичную форму и были украшены удивительными изразцами.

В персидском градостроительстве купола в культовых и общественных зданиях, включая традиционные базары, караван-сараи, школы и бани, проектировались таким образом, что их можно было увидеть из разных частей города или сельской местности.

Купол обычно является двойным. В то время как внутренний купол держит вес конструкции, внешний купол служит декоративным элементом. Аэродинамическая форма куполов также делает конструкции более устойчивыми.

Симметрия

Для иранской архитектуры характерно обильное использование геометрии, имеющей символическое значение. Иранская архитектура имеет чистые формы, такие как круг и квадрат, а планы зданий основаны на часто симметричных планировках с прямоугольными дворами и залами.

Архитектура Сасанидов украшена резными каменными или лепными рельефами и красочной каменной мозаикой. Сохранились также прекрасные золотые и серебряные блюда, чаши и кувшины, часто украшенные сценами охоты или животными, а также ткани с симметричными геральдическими узорами.

Мукарнас

Мукарнас обычно наносится на нижнюю сторону куполов, карнизов, арок и сводов и часто встречается в михрабе мечети. Они могут быть полностью декоративными или служить в качестве несущих конструкций.

Каллиграфия

Страсть иранцев к использованию письменности в качестве художественного элемента восходит к доисламским временам, но именно работа каллиграфов исламской эпохи подняла ее до уровня высокого искусства, которое мы ценим сегодня.

http://islamosfera.ru/osnovnye-elementy-tradicionnoj-iranskoj-arxitektury/