Тегеранское метро, открытое в 1999 году, по размеру сравнимо с московским (230 километров, 125 станций) и здорово оттеняет серый мегаполис своей чистотой и удобством. Некоторые туристы даже считают Тегеранское метро лучшим в мире, и во всяком случае в огромном городе, где не прочесть, куда идёт автобус, подземка действительно выручает.

О строительстве метро шах и его приближённые всерьёз задумались ещё в 1970-е годы, на волне своей Белой революции, когда под американским присмотром Иран начал обрастать хайвеями и автозаводами. Пригласили для великой стройки, иностранцев, и несколько лет поработав над проектом, французская фирма "SOFRETU" начала в 1978 году на севере города строительство первой из 8 намеченных линий. В 1999 году, с помощью китайской компании, была запущена пригородная линия №5 от площади Свободы в город-спутник Кередж, за неимением в Иране других электричек формально относящаяся к метрополитену.

Метрополитеновские двухэтажные составы с локомотивом

С тех пор 5-ю линию продлили в обе стороны до 43 километров, на которые протяжённость тегеранской системы отличается в разных источниках. "Чистого" метро в иранской столице 177 километров, а первая линия от престижного района Шамиран в предгорьях Эльбурса до мавзолея Хомейни в пустыне Кевир была открыта в 2000 году. Ныне Тегеранский метрополитен размером примерно в 2/3 московского, в 1,5 крупнее, чем в Петербурге, в 2,5 раза - чем в Киеве, и масштабнее всех остальных постсоветских метросистем, вместе взятых. Сюда стоит добавить метрополитен в Мешхеде (2011) размером примерно как в Харькове или Ташкенте (хотя сам Мешхед размером скорее с Киев), совсем новенькие системы в Исфахане (2014) и Ширазе (2015) масштабов Нижнего Новгорода или Тбилиси, и небольшое метро в Тебризе (2015), по длине единственной линии стоящее близко к концу мирового списка рядом с Самарой, Алма-Атой и Днепром. Офис Тегеранского метро  высится вблизи российского посольства.

Схема метро на станции "Бахарестан». Первоначальный французский проект из 8 линий по-прежнему воплощается, поэтому в городе встречаются две схемы - тут наверху планируемая, а внизу - актуальная. Длина линий весьма солидна (от 23 до 38 километров), и в среднем через километр-полтора на них расположены станции. Индивидуальных названий у линий нет, официально - только номера.. Туриста метро спасает тем, что все названия тут безукоризненно дублируются на английском.

Входы в метро в большинстве своём представляют собой простенькие павильоны над спуском, иногда симпатично украшенные:

Внутри с равным успехом может быть как короткий эскалатор так и  длинная лестница (станция "Дарвази-Шамиран", то есть "Шамиранские ворота")

Попадаются и более сложные наземные вестибюли ("Шахид-Годдоси") вполне в духе бывшего СССР:

Наземные станции в Тегеране попадаются только совсем уж на окраинах, например на ответвлении линии №1 в аэропорт. В основном метро здесь довольно глубокое. Открытая в 2012 году "Таджриш", верхняя (северная) конечная первой линии построена на немалой даже по московским меркам глубине 51 метр:

Сами станции Тегерана отличает совершенно непривычное для постсоветских метрополитенов многоярусное устройство. Эскалаторы, лестницы и коридоры с поверхности приводят в подземный вестибюль, размерами как правило достойный иных вокзалов.Здесь много всякой всячины, различные киоски, общественные туалеты, открывающиеся к намазу мечети, кенотафы шахидов, питьевые фонтанчики с ледяной водой (а вот на улицах таковые искать не стоит, Тегеран не Ереван!), и во всём этом изобилии едва заметные кассы и автоматы ("Площадь Свободы"):

Для прохода есть как магнитные многоразовые карты, так и бумажные билетики на одну поездку.

Две платформы, коридор-распределитель над потолком, и на каждой платформе - один вход и выход. Или, если станция пересадочная - по паре входов и выходов, не пересекающихся между собой. В кадре - "Данешгох имам Али":

Станции очень длинные (как минимум не короче московских).На полу - дорожки для слепых. Вдоль стен - пластиковые сидения, противопожарные комплекты и "антитеррористические" мусорки в виде пакета на металлическом кольце. Ещё - камеры, часы (иногда аналоговые), схемы линий и покрашенные в их цвет таблички с названием станции на фарси и английском. Схемы линий есть на некоторых станциях, но чаще - только указатель на конечную. На платформах - яркий свет, с которым здорово контрастирует тёмный потолок над путями.