Монументальный рельеф – типичный для Иранского нагорья вид искусства. Искусство скального рельефа практиковалось на территории Ирана с конца третьего тысячелетия до нашей эры.

В общей сложности с доисламских времён до нас дошло около сотни рельефов. Такое изобилие объясняется как природными условиями западной и центральной частей Иранского плато, так и богатым культурно-историческим контекстом. Древние цивилизации вбирали опыт своих предшественников по части местоположения и иконографии рельефных сцен, развивая и трансформируя традицию, создавая преемственность, наблюдаемую в пространстве, в дополнение к непрерывности во времени.

Вместе с тем сами локации изображений отличаются заметным разнообразием. Некоторые из памятников расположены вблизи стратегически важных дорог и крупных населённых пунктов, иные – в изолированных и труднодоступных районах. Одни рельефы намеренно помещены рядом с водными источниками, будь то родник или река, другие вырезаны на головокружительной высоте. Всё это поднимает вопрос о целевой аудитории, которой адресованы памятники, и, следовательно, о посыле, которые они несут, несмотря на относительную прозрачность большинства сюжетов (сцены религиозного характера, сражения и военные победы, инвеституры, торжественные аудиенции и так далее).

Самые ранние из известных нам рельефов были созданы луллубеями в XXII либо XX-XIX вв. до н. э. С XVIII в. на просторах Хузестана и Фарса – древних Айяпира и Аншана – творили эламские мастера. Эламская традиция представлена четырнадцатью рельефными панелями, двенадцать из которых сосредоточено в долине Изе. В VIII-VII вв. до н. э. память о себе на западе Ирана оставили и ассирийцы, пришедшие в эти края как завоеватели. Ахемениды, Селевкиды, Аршакиды и Сасаниды подхватили эстафету, повествуя в камне о законности, незыблемости и величии своего правления.

Данный перечень включает монументальные рельефы, расположенные в пределах современного Ирана, принадлежащие луллубеям, эламитам и ассирийцам и датируемые XXII-VII вв. до н. э.

Распределение рельефов по провинциям:

Для перехода к описанию и фотографиям того или иного памятника нажмите на его название.

  1. Луллубейские рельефы
    Керманшах

    Сар-Пол-е Захаб
    Период:
     XXII либо XX-XIX вв. до н. э.
    Сар-Пол-е Захаб I
     – рельеф Забазуны
    Сар-Пол-е Захаб II – рельеф Анубанини
    Сар-Пол-е Захаб III
    Сар-Пол-е Захаб IV

2. Эламские рельефы
2.1. Фарс

Курангун I-III
Период: XVII в. до н. э. (центральная сцена), IX-VII вв. до н. э. (боковые сцены)

Накш-е Рустам I-III
Период: XVII в. до н. э. (центральная сцена), VIII-VII вв. до н. э. (боковые сцены)

2.2. Хузестан
Айяпир (совр. Изе, ранее – Маламир)

Эшкафт-е (Шекафт-е) Салман
Период: XII в. до н. э. (изображения), VII-VI вв. до н. э. (эпиграфика)
Эпиграфические источники: EKI 76, EKI 76A-I
Эшкафт-е Салман I
Эшкафт-е Салман II

Эшкафт-е Салман III
Эшкафт-е Салман IV

Кул-е Фара(х)
Период: IX-VI вв. до н. э. (изображения), VII-VI вв. до н. э. (эпиграфика)
Эпиграфические источники: EKI 75, EKI 75A-K
Кул-е Фарах I – рельеф Ханни, VII-VI вв. до н. э.
Кул-е Фарах II – сцена жертвоприношения, VII-VI вв. до н. э.
Кул-е Фарах III – сцена поклонения, VIII-VII вв. до н. э.
Кул-е Фарах IV – банкетная сцена, IX-VIII вв. до н. э.
Кул-е Фарах V – сцена жертвоприношения, VII-VI вв. до н. э.
Кул-е Фарах VI – сцена поклонения, VII-VI вв. до н. э.

 

Шах Савар
Период: XVII в. до н. э.

Хонг-е Аждар
Период: XVII в. до н. э.

Кал-е Туль (Кале-йе Туль)
Период: XII в. до н. э. (?)

3. Ассирийские рельефы

3.1. Луристан
Шекафт-е Гулгул – рельеф Асархаддона
Период: VII в. до н. э.

3.2. Курдистан
Танг-е Вар (Ураманат) – рельеф Саргона II
Период: конец VIII в. до н. э.

3.3. Илам
Мишхаc
Период: VII в. до н. э.

Библиография

  • Alibaigi, S., Shanbehzadeh, A.-M., & Alibaigi, H. (2012). The discovery of a neo-Assyrian rock-relief at Mishkhas, Ilam Province (Iran). Iranica Antiqua, 47, pp. 29-40.
  • Álvarez-Mon, J. (2015). A Highland Elamite Archer from Kūl-e Farah IV, CI:4. Iranica Antiqua, 50, pp. 251-278.
  • Álvarez-Mon, J. (2020). The Art of Elam CA. 4200-525 BC. London & New York: Routledge.
  • Álvarez-Mon, J., & Garrison, M. B. (Eds.). (2011). Elam and Persia. Winona Lake, Ind.: Eisenbrauns.
  • Álvarez-Mon, J., Basello, G. P., & Wicks, Y. (Eds.). (2018). The Elamite World. New York & London: Routledge.
  • Frame, G. (1999). The Inscription of Sargon II at Tang-i Var. Orientalia, 68(1), nova series, pp. 31-57.
  • Frame, G. (2013). Two Monumental Inscriptions of the Assyrian King Sargon II (721- 705 BCE) in Iran: The Najafabad Stele and the Tang-i Var Rock Relief. Collection of Papers Presented to the Third International Biennial Conference of the Persian Gulf, pp. 433-445.
  • König, F. W. (1965). Die Elamischen Königsinschriften. Graz: Archiv für Orientforschung Beiheft.
  • Malekzadeh, M., & Ahmadzadeh Khosroshahi, S. (2017). Royal or Not? Assyrian Memorials in the Eastern Areas of the Empire. Pazhoheshha-ye Bastan shenasi Iran, 7(13), pp. 83-102.
  • Osborne, J. F. (2014). Approaching Monumentality in Archaeology. Albany: State University of New York Press.
  • Parpola, S., & Porter, M. (2001). The Helsinki Atlas of the Near East in the Neo-Assyrian Period. The Casco Bay Assyriological Institute and the Neo-Assyrian Text Corpus Project.
  • Potts, D. T. (1999). The archaeology of Elam: Formation and transformation of an ancient Iranian state. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Potts, D. T. (2013). In the shadow of Kurangun: Cultural developments in the highlands between Khuzestan and Anšan, In Susa and Elam. Archaeological, Philological, Historical and Geographical Perspectives. Leiden: Brill.
  • Van der Spek, R. J. (1979). The Assyrian Royal Rock Inscription from Shikaft-i Gulgul. Iranica Antiqua, 12, pp. 45-47.
  • Vanden Berghe, L. (1983). Reliefs rupestres de l'Iran ancien. Bruxelles, Musées royaux d'art et d'histoire.